Дзадзэн


Дзадзэн (яп. 座禅, реже, но правильно яп. 坐禅 или яп. 坐禪, «сидячая медитация») — медитативная практика, являющаяся основополагающей в буддизме дзэн. Она считается наиболее отличительной чертой японской школы сото (где дзадзэн является единственным методом достижения сатори), однако используется практически всеми школами дзэн в сочетании с другими практиками (например, школа риндзай).

В отличие от традиционной буддийской медитации, целью которой является достижение сатори, первой и основной задачей дзадзэн считается успокоение тела и проникновенное понимание феноменов существования; только с годами практики сидячая медитация может привести к состоянию «отсутствия ума», пробуждению и реализации природы Будды практикующего.

Некоторые источники утверждают, что несмотря на кажущуюся простоту, эта постоянная техника является достаточной для достижения просветления, что подтверждается многочисленными японскими монастырями, где дзадзен являлся единственной практикой.

Традиционно (но не обязательно), дзадзен проводится группами практикующих в специальном помещении дзэндо (яп. 禅堂, дзэндо:, «зал для медитаций») и может перемежаться с периодами так называемой «медитацией во время прогулки», кинхин[англ.] (яп. 経行).

Начало сеанса дзадзэн традиционно обозначается тремя ударами в специальный колокол, завершение сеанса — одним ударом. Перед началом дзадзэн, практикующие ритуальным поклоном (гассё, яп. 合掌)[1] приветствуют соучеников и мастера.

В Японии дзадзэн выполняют на специальных подушках дзабутон (яп. 座布団), положенных поверх традиционных соломенных матов. Для практики дзадзэн используются следующие позиции: