Дзонгпен


Дзонгпен (Дзонг-кэ: རྗོང་དཔོན་; Вайли: rjong-dpon; также пишется «Дзонгпон», «Дзонгпён», «Джонгпен», «Джонгпон», «Джонгпён») — термин Дзонг-кэ, который приблизительно переводится как губернатор или владыка дзонга. До объединения Бутана дзонгпены контролировали определенные районы страны, но сейчас они не занимают никаких административных должностей. Напротив, дзонгпены теперь полностью подчинены династии Вангчук.

Традиционно Бутан состоял из девяти провинций: Тронгса, Паро, Пунакха, Вангди-Пходранг, Дага (также Така, Тарка или Тага), Бумтанг, Тхимпху, Куртед (также Куртой, Куру-тод) и Курмэйд (или Курме, Куру-мад).[1] Провинции Куртед и Курмэйд были объединены в одну местную администрацию, в результате чего традиционное число губернаторов составило восемь человек. В то время как некоторые правители управляли из дзонгов и носили титул дзонгпенов, другие носили титул Пенлопа (Дзонг-кэ: དཔོན་སློབ་; Вайли: dpon-slob; также «Понлоп»), титул, который также переводится как «губернатор», хотя Пенлопы, как правило, были более влиятельными.

Дзонгпены правили в Бьягхе, Далае, Далингкоте, Ха, Кхаме, Пунакхе («Пунаб»), Сингхи, Ташичо-дзонге, Тхимпху(«Тхимпхуб»), Туве и Вангди-Пходранге («Вангзоб»).[1]

При дуальной системе управления Пенлопы и Дзонгпены теоретически были хозяевами своих владений, но слугами Друк Деси. Однако на практике они находились под минимальным контролем центрального правительства, а Пенлоп из Тронгсы и пенлоп из Паро главенствовали над другими местными правителями.[2] И хотя на все должности такого уровня правителей (губернаторов) официально назначались Шабдрунгом Нгавангом Намгьялом, а позднее на эти должности назначал Друк Деси, некоторые должности, такие как Пенлоп Тронгсы, де-факто были наследственными и назначались в определенных семьях.

Пенлопы и Дзонгпены часто занимали другие государственные должности, такие как Друк Деси, губернатор других провинций, или пребывали второй или третий срок на одном и том же посту.[3]

При ранней теократической дуальной системе управления в Бутане снижение эффективности контроля центрального правительства привело к фактическому распаду правительства Шабдрунга после смерти Шабдрунга Нгаванга Намгьяла в 1651 году. При этой системе Шабдрунг управлял временным Друк Деси и религиозным Дже Кхенпо. Два преемника Шабдрунга — сын (1651) и сводный брат (1680) Нгаванга Намгьяла — эффективно контролировались Друк Дези и Дже Кхенпо, пока власть не раздробилась еще больше благодаря нововведениям, связанным с многочисленными воплощениями Шабдрунга, отражающими речь, ум и тело. Все более светские региональные владыки (пенлопы и дзонгпены) боролись за власть на фоне гражданской войны за Шабдрунга и вторжений из Тибета и Монгольской империи.[4] Пенлопы Тронгсы и Паро, а также Дзонгпоны Пунакхи, Тхимпху и Вангди-Пходранга были особенно заметными фигурами в борьбе за региональное господство.[4]