Дзёдо-синсю


Дзёдо-синсю (коротко син-сю) (яп. 浄土真宗, дзё:до-синсю, буквально — Истинная Школа Чистой Земли) — школа японского буддизма, созданная на основе китайской школы Цзинту (Буддизма Чистой Земли), наиболее крупная из современных школ, представляющих амидаизм. Эта школа выделилась из школы Дзёдо-сю, и получила в своём названии дополнительно иероглиф «син»- истинный. Основатель школы — Синран (яп. 親鸞), бывший ранее представителем школы Тэндай. Первоначально школа называлась также Икко-сю (яп. 一向宗, единство). Школа повлияла на возникновение военизированного движения Икко-икки (яп. 一向一揆) XV-XVI веков с вовлечением широких масс против самураев; руководители школы, хотя и поддерживали движение, утвердили название син-сю, чтобы дистанцироваться от Икко-икки.

Поначалу Синран был младшим монахом в зале храма Тэндай, посвящённом ритуалу нэмбуцу — повторению мантры «Наму Амида-буцу», что называлось «памятованием о Будде» и считалось при наличии полной веры главным способом обретения рождения в Чистой Земле. Не завершив одного года из цикла обучения в двадцать один год, он покинул храм на горе Хиэй, разочаровавшись в возможностях духовной практики в этой школе и испытывая недовольство коррупцией среди монахов.

Следуя своему пониманию буддизма, Синран стал обучаться у основателя школы Дзёдо-сю Хонэна (11331212), который создал школу, отделившись от Тэндай. Хонэн считал единственно важным практику памятования и повторения мантры Будды Амиды. Через шесть лет Хонэн и его ученики, в число которых входил Синран, были разделены и направлены в ссылку по разным частям Японии. В течение многих лет Синран странствовал по всей Японии и проповедовал среди крестьян «истинный буддизм», который можно было постичь с помощью увлекательной и простой практики. Он собрал своё учение в серии трудов, среди которых выделяется книга Кёгосинсё.

Хотя Синран всегда считал себя учеником Хонэна, но в ссылке его религиозные представления переменились. После его смерти его ученики и члены его семьи стали оформлять его учение в независимую школу. Помимо собственных работ Синрана особенно важна работа его ученика Юиэна (яп. 唯円) Таннисё. Эта работа описывает основную линию традиции в отличие от интерпретаций Синрана.

Учение Синрана опирается на представление об упадке дхармы (буддийского учения) — доктрине маппо (яп. 末法). Эпоха, в которую жил Синран, он характеризовал как деградацию, и в эту эпоху нет никаких надежд на освобождения из цикла перерождений (сансары) своими силами (яп. 自力, дзирики). Поэтому усилия для достижения просветления и реализации идеалов Бодхисаттвы обречены на провал из-за тяжёлых кармических последствий невежества и грехов прошлых жизней.