Дидахе


«Дидахé»[1] (от др.-греч. διδαχή — «учение»[2]), также «Уче́ние Го́спода чéрез двенáдцать апо́столов язы́чникам»[3][4] (Διδαχὴ Κυρίου διὰ τῶν δώδεκα ἀποστόλων τοῖς ἔθνεσιν) — наиболее ранний из известных (конец I — начало II веков)[3] памятников христианской письменности катехизического характера. Также памятник церковного права и христианского богослужения.

В ранней Церкви имел широкую известность. Климент Александрийский причислял его к книгам Священного Писания Нового Завета, не сомневаясь в апостольском авторстве произведения.

Долгое время считали утерянным. Обнаружен в библиотеке Свято-Гробского подворья Иерусалимского патриархата в Константинополе митрополитом никомедийским Филофеем Вриеннием в 1873 (издан им же с предисловием и примечаниями в 1883) году. В полном виде известен лишь в одной греческой рукописи, датированной 1056 годом, которую с 1887 хранят в библиотеке Иерусалимского патриархата[3].

Дидахе, анализируя текст исторически, делят на 2 части: главы 1—6 и главы 7—16. Однако, анализируя текст, возможно выделить 4 части[5]:

На сегодняшний день в научном сообществе существует достаточно обширный спектр мнений относительно времени и обстоятельств происхождения Дидахе, однако большинство исследователей относит его ко второй половине или концу I века. Такая точка зрения — вполне обоснована, ввиду того, что Дидахе упоминает Климент Римский. О Дидахе упоминают также в трудах Евсевия и Иеронима Стридонского[7]. Некоторые специалисты относят происхождение Дидахе ко II веку н. э.[7], хотя документ, содержащий текст Дидахе, датированный II веком, до сих пор не найден.