Дизайн механизмов


Дизайн механизмов (англ. mechanism design) — область исследования в экономической теории и теории игр, которая представляет собой подход создания механизмов и стимулов для достижения желаемых целей, где игроки действуют рационально, а действия экономических субъектов приводят к решению, оптимальному для функции социального выбора. Этот подход впервые был предложен Леонидом Гурвичем в 1960 году.

Леонид Гурвич в 1959—1960 годах впервые сформулировал основные положения экономических механизмов в своей статье «Оптимальность и информационная эффективность в процессах распределения ресурсов»[1], в 1973 году сформулировал свойство правдивости[2], затем принцип выявления, а в 2006 году им совместно с Стэнли Райтером[en] была опубликована книга о дизайне механизмов «Дизайн экономических механизмов[en]»[3].Эрик Маскин разрабатывал в своих статьях[4][5][6] за 1980—1984 года так называемую «теорию реализации»: как сделать такой протокол, чтобы он обладал нужными свойствами. А Роджер Майерсон в своих статьях[7][8][9][10] за 1979—1985 года применил этот подход к аукционам[11]. Шведская королевская академия наук наградила премией по экономике памяти Альфреда Нобеля за 2007 год Леонида Гурвича, Эрика Маскина и Роджера Майерсона за «создание основ теории оптимальных механизмов распределения ресурсов»[12].

Дизайн экономических механизмов — подход, создающий механизм взаимодействия, при котором действия отдельных экономических агентов приводят к решению, оптимальному для функции социального выбора[11].

Механизм — это взаимодействие экономических агентов, форма стратегической игры. Игра — это описание действий игроков (экономических субъектов) и результат набора действий. По Л. Гурвичу механизм — это взаимодействие между субъектами и центром, где каждый субъект сам посылает центру сообщение , а центр, получив их, рассчитывает результат , и предоставляет этот результат , а иногда и принимает решения[13].

Механизм состоит из множества профилей стратегий и функции исхода , отображающей на множество социальных состояний [14].