Дикость


Ди́кость (англ. Savagery) — распространённый в антропологии конца XVIII — начала XX веков термин, обозначающий самую примитивную ступень развития человеческого общества.

Термин имеет смысл в рамках теорий социальной эволюции, которые подразумевают последовательное и линейное развитие человеческих сообществ.

Первое использование термина «дикость» в данном контексте приписывается шотландскому философу Адаму Фергюсону. В своей работе «Очерк по истории гражданского общества» (англ. Essay on the history of the civil society), которая увидела свет в 1767 году, Фергюсон рассуждает об особенностях жизни дикарей (англ. savages) и диких народов (англ. savage nations) в целом[1].

Терминология приняла устоявшуюся форму после публикации в 1877 году знаменитой работы американского этнографа Льюиса Моргана «Древнее общество» (англ. Ancient Society). Оперируя в парадигме социальной эволюции, Морган определил «дикость» (англ. Savagery) как низшую ступень развития человеческого общества, которая предшествует «варварству». Морган полагал, что любое человеческое общество проходит через три ступени развития: дикость, варварство и цивилизация, однако по тем или иным причинам разные народы проходят эту ступени в разное время[2].

В своё время работа Моргана явилась фундаментальным шагом в развитии антропологии. «Древнее общество» на протяжении длительного периода времени занимало ведущую роль в антропологии и оказало большое влияние на формирование позитивистских, прогрессивных, а также марксистских антропологических концепций. В частности ведущий идеолог марксизма, Фридрих Энгельс, систематически цитировал Моргана в своих работах[3].

Льюис Морган определил «дикость» как период развития человеческого общества от возникновения человека до появления гончарного дела, которое учёный считает наиболее надёжным признаком начала следующего периода развития — «варварства».