Дильмун



Ди́льму́н (шум. 𒉌𒌇 kur.dilmun.na; аккад. 𒉌𒌇𒆠 Тельмун; араб. دلمون‎; греч. Τύλος; лат. Tylus) — в глубокой древности название острова Бахрейн в Персидском заливе, также географическая область собственно острова и противолежащей части Восточной Аравии, и название одноимённого города-государства, вместе с подчинёнными ему районами побережья и островами[1], известные с III тысячелетия до н. э. шумерам и аккадцам.

Дильмун изредка упоминается на протяжении всей месопотамской истории. Впервые о Дильмуне упоминается в шумеро-аккадской мифологии, затем — в месопотамских надписях правителей и производственно-торговых документах, а также в аккадских надписях с самого Бахрейна. Причём в различных шумерских источниках Дильмун называется то «страной», то «городом». С Бахрейном ещё в XIX веке его отождествил один из первых ассириологов сэр Генри Кресвик Роулинсон.

О Дильмуне говорится в текстах шумерской мифологии и аккадском героическом эпосе о Гильгамеше. В шумерской мифологии Дильмун иногда описывается как «Место восхода солнца» или «Земля жизни», а его покровителем является богиня Нинсикила (местное отождествление Нинхурсаг). В сохранившихся мифологических рассказах шумеров и аккадцев Дильмун представляется родиной человечества и колыбелью цивилизации в целом и шумерского народа в частности. Особое внимание в мифологии уделено пресным подземным водам Дильмуна, существующим благодаря деяниям и заботам богов Энки и Нинхурсаг. Так в шумерском «Сказании об Энки и Нинхурсаг» Дильмун предстает местом идеализированной счастливой жизни и изобилия: «Дильмун есть страна, страна пресветлая. <…> Дильмун страна непорочная, Дильмун страна воссиянная. А там, в Дильмуне ворон не каркает. Птица смерти не накликает смерти. Там лев не бьет. Волк ягненка не рвет. Там собака сторожевая, как козлят стерегут, не знает. Там свинья зерна не пожирает. <…> Там старица не говорит — „я старица“. Там старец не говорит — „я старец“. <…> Да станет Дильмун „Домом прибрежным, пристанью всей страны“!».

В шумерских сказаниях героического цикла и поэме о Гильгамеше Дильмун объявлен местом жительства Зиусудры (Атрахасиса, Ут-Напишти(ма), Ноя, Ксисутроса) — правителя, спасшегося от потопа, к которому Гильгамеш приплывает после смерти своего друга Энкиду в поисках секрета вечной жизни.

В торговых надписях шумерских городов-государств III тысячелетия до н. э. Дильмун играет роль посредника (через Маган — современный Оман) в торговле Шумера с Хараппской цивилизацией долины Инда (страна Мелухха аккадских записей). Через Дильмун в Шумер осуществлялся экспорт меди, драгоценных камней, жемчуга и отдельных овощей, взамен из Месопотамии через остров вывозилась разнообразная продукция сельского хозяйства. Остров был также ареной постоянного политического влияния различных государственных образований Месопотамии.