Динамизм (философия)


Динамизм — общее название группы философских взглядов, касающихся природы материи. Какими бы разными они ни были в других отношениях, все эти взгляды сходятся в том, что материя состоит по существу из простых и неделимых единиц, субстанций или сил. Динамизм иногда используется для обозначения систем, которые допускают не только материю и протяженность, но также определения, тенденции и силы, присущие материи и существенные для нее. Более правильно, однако, это означает эксклюзивные системы, которые устраняют дуализм материи и силы, сводя первое ко второму.

Динамизм — это метафизика Готфрида Лейбница (1646—1716), которая примиряет гиломорфную теорию субстанции с механистическим атомизмом посредством предустановленной гармонии и которая позже была развита Кристианом Вольфом (1679—1754) как метафизическая космология. Основной тезис Лейбница вытекает как следствие из его монады, что: «природа каждой субстанции несет в себе общее выражение всей вселенной. [Монада предоставляет] концепцию индивидуальной субстанции, которая содержит…все его явления таковы, что с субстанцией не может случиться ничего, что не было бы порождено из ее собственной основы…но в соответствии с тем, что происходит с другим»… Посредством чего Лейбниц «противостоит тенденции, присущей картезианскому и спинозистскому рационализму, к „изоляционистской“ интерпретации онтологической независимости субстанции… Описание Лейбницем субстанциональной силы направлено на то, чтобы заложить полную метафизическую основу для науки динамики».

Во вступительном абзаце книги «Образец динамики» (1692) Лейбниц начинает с разъяснения своего намерения заменить картезианскую трактовку телесной субстанции утверждением приоритета силы над протяженностью… Это позволяет ему утверждать, что аристотелевский принцип формы необходим для философского описания природы. Он делает это с учетом четырех основных аспектов своей доктрины силы: (1)Характеристика силы (vis naturae) как того, что является конститутивным для самой субстанции; (2) стремление четко отличить это понятие силы от схоластического понятия potentia; (3) коррелятивная интерпретация силы в терминах conatus или nisus, то есть как нечто среднее между простой потенцией и завершенным действием; и (4) подтверждение фундаментальной правильности собственной концепции Аристотеля о форме как энтелехии и соответствующей попытки Лейбница сделать эту концепцию полностью понятной.