Дионисий Галикарнасский


Дионисий Галикарнасский (греч. Διονύσιος; около 60 года до н. э., Галикарнас — около 7 года до н. э., там же) — древнегреческий историк I века до н. э., ритор и критик. Его главный труд — «Римские древности» (др.-греч. Ῥωμαϊκὴ ἀρχαιολογία, лат. Antiquitates Romanae) в 20 книгах, где рассказана история Рима с древнейших времён до Первой Пунической войны.

Дионисий, сын Александра из Галикарнаса, родился примерно в 60-е годы до н. э. В 29 году до н. э., сразу после окончания гражданских войн в Риме, он перебрался в этот город, где потратил 22 года на изучение латинского языка и сбора материалов для главного труда своей жизни, «Римских древностей». Первые 10 книг из 20 сохранились до нашего времени, 11-я сохранилась частично, содержимое других книг известно по фрагментам из византийских источников. «Римские древности» рассказывают историю Рима с очень ранних, мифологических времён Троянской войны и до 264 года до н. э., когда началась Первая Пуническая война, то есть до момента, где начинает свою историю Полибий.

Критики Дионисия замечают, что автор в своём сочинении предстаёт более ритором, искусным оратором, чем историком. В угоду гладкому повествованию Дионисий подгоняет факты и, может быть, даже придумывает их. Тем не менее его сочинение содержит много ценной информации по ранней истории и государственному устройству Древнего Рима. Как указывают, восхищаясь величием римлян, Дионисий в то же время стремился представить происхождение их обычаев и законов из эллинской среды[2].

Перевод с древнегреческого на латинский язык первых 11 книг был выполнен в 1480 году Лампуньино Бираго[d][3] по заказу папы Павла II с манускрипта X века. На оригинальном греческом «Римские древности» были изданы в 1546 году в Париже, в 1758 году они впервые вышли на английском.

Дионисий также автор одного из самых известных античных трактатов по риторике — «О соединении слов» (греч. Περὶ συνθέσεως ὀνομάτων). В нём автор, в частности, проводит чёткое разграничение между ораторской речью и вокальной музыкой (пением). Анализируя первую оду из «Ореста» Еврипида, Дионисий убедительно показывает, как при распеве стиха музыкальные длительности не коррелируют с природными долготой и краткостью слогов, а контур мелодии не соответствует интонационному контуру греческого (т.наз. «мелодического») ударения.