Диорама


Диорама (др.-греч. διά (dia) — «через», «сквозь», и ὅραμα (horama) — «вид», «зрелище») — лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Также вид живописи с нанесением изображения на просвечивающую поверхность[1]. В настоящее время термин диорама используется для обозначения аналога панорамы, занимающую часть окружности. В первой половине XIX века диорама являлась самостоятельным направлением. Диораму можно считать непосредственным предшественником кинематографа[2].

Особенностью диорам как просвечивающих картин по сравнению с обычными картинами является увеличенная широта яркостей. Просвечивающие цветные участки позволяют хорошо передать освещенные окна домов, далекие огни, пламя, Луну и Солнце. Аналогичный эффект можно достичь расположением объектов в разных планах, использованием местных подсветок[3].

Диорамы, созданные в начале XIX века Луи Жаком Дагером, отличались от современных отсутствием полуцилиндрической формы, зонта-рефлектора, предметного плана. Современный вид диорамы приобрели в конце XIX — начале XX века[4].

Диорама (наряду с панорамой) — особая разновидность изобразительного искусства с дополнением живописи другими художественными средствами (предметный план, макет, подсветка прозрачного материала картины). В этом диорама приближается к театральной декорации[5]. Особенностью диорамы является создание эффектов с помощью переменного освещения. Изменения освещения могут создавать эффект перехода от дневного света к сумеркам; меняется цвет освещения; изменение подсветки сзади картины меняет цвета на ней, изменяет видимость отдельных изображенных фигур[6]. Специальное освещение предметов, расположенных перед картиной, создает иллюзию перехода пространства реального переднего плана в пространство картины[7]. Сочетание картины, написанной с двух сторон просвечивающего материала с объемными предметами носит название диорамной перспективы[8].

Диораму относят к массовому зрелищному искусству, в котором иллюзия присутствия зрителя в природном пространстве достигается синтезом художественных и технических средств. Если художник выполняет полный круговой обзор, то говорят о панораме.

Диорамы рассчитаны на искусственное освещение и часто располагаются в специальных павильонах. Огромную роль в экспонировании диорамы играют оборудование экспозиционного зала и конструкция смотровой площадки, а также свет и звук (музыкальное и дикторское сопровождение). Большинство диорам посвящено историческим сражениям. Наиболее широко диорама применяется в музейной практике как особый способ подачи документального материала, подкрепленный образной эмоциональностью.