Диофизитство


Диофизи́тство (от греч. δυο — «две» + φύσις — «природа, естество») — христологическая концепция, согласно которой в Иисусе Христе признаются две природы — божественная и человеческая[1].

В доникейский период святые отцы и учители Церкви преимущественно в полемике против ересей защищали веру Церкви в то, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек. В борьбе с триадологическими ересями доникейского периода, а также арианством Церковь отстаивала веру в истинное Божество Иисуса Христа[1].

Существенный вклад в богословскую концепцию двух природ внесли святые отцы-каппадокийцы. Богословская концепция двух природ последовательно развивалась в антиохийской богословской школе (Диодор, епископ Тарсийский, Феодор, епископ Мопсуестийский, блаженный Феодорит, епископ Кирский). Дифизитская концепция антиохийской школы была обусловлена полемикой с Аполлинарием Лаодикийским, который отрицал полноту человеческой природы во Христе, и богословскими особенностями этой школы. Дифизитская концепция антиохийской богословской школы гораздо более решительно подчеркивала двойство природ во Христе в ущерб единству Христа[1].

Учеником Феодора Мопсуестийского был архиепископ Константинопольский Несторий (381—451), который создал учение о так называемом «лице единения». Он признавал во Христе две природы, две ипостаси и два лица, то есть два различных субъекта: Божественный субъект — Бог Слово или Сын Божий, предвечно рождённый от Бога Отца, и человеческий субъект — человек Иисус Христос, представляющий собой храм Божества, рождённый от Девы Марии, с которым соединился Бог Слово, то есть вторая ипостась Святой Троицы. В 431 году III Вселенский собор в Ефесе осудил Hестория[2].

Отстаивая единство Богочеловека Иисуса Христа против Нестория, главный защитник православия в этом споре, святитель Кирилл Александрийский (376—444), допустил в своей полемике выражение: «единая природа Бога-Слова, воплощенная» (греч. μία φύσις του Θεοΰ Λόγου σεσαρκωμέη). Однако святитель Кирилл признавал, что можно говорить о двух природах Христа после воплощения. Кирилл осуждал Аполлинария Лаодикийского и признавал полноту человеческой природы во Христе. Однако после смерти святителя Кирилла в 444 году некоторые из его сторонников стали толковать это выражение в смысле исключительного единства Божественной природы в Иисусе Христе, несовместимого по воплощении с человечностью[3]. Когда такой взгляд, укоренившийся в Египте, стал проповедоваться и в Константинополе архимандритом Евтихием, который учил, что объединение двух природ во Христе при воплощении привело либо к поглощению человеческого естества божеством, либо к образованию некой третьей сущности, не являющейся ни Богом, ни человеком[4], местный патриарший собор в 448 году осудил это учение (евтихианство) как ересь и низложил Евтихия[5].