Дискредитация


Дискредита́ция (от фр. discréditer — «подрывать доверие») — умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия к кому-либо, умаление его достоинства и авторитета[1][2].

Кроме того, совершение должностным лицом действий, явно подрывающих в глазах граждан достоинство и авторитет органов власти, рассматривается как дискредитирование власти[3].

В политике дискредитация используется, чтобы нанести ущерб оппонентам, уменьшая их силу убеждения и (в демократических странах) их шансы на победу на выборах или заставляя их уйти в отставку. Политическая дискредитация является одним из инструментов, используемых различными спецслужбами. К ней прибегают как в демократических, так и в авторитарных государствах[источник?][a].

Для реализации дискредитации используется определённый репертуар речевых приёмов: это тактики обвинения, нагнетания отрицательного, например, нанизывание отрицательных фактов или последствий; также применяются тактики непрямых оскорблений, навешивания ярлыков, умаляющих сравнений и т. д. Достижению цели способствуют использование метафор с негативной оценочностью, приёмы иронии и сарказма[5].

В бизнесе к дискредитации прибегают для того, чтобы испортить репутацию продуктов конкурентов среди клиентов. Например, распространение слухов о поглощении или объявление о предстоящем появлении продукта на рынке может создать у публики впечатление, что у аналогичного продукта конкурента нет будущего[источник?].

С помощью дискредитации знаменитостей можно целенаправленно прервать или, по крайней мере, усложнить карьеру. Метафорически говорят об убийстве репутации[источник?].