Дискурсивная психология


Дискурсивная психология — направление социального конструкционизма, вид дискурс-анализа. Дискурсивная психология описывает и познаёт психические феномены в процессе социального взаимодействия через язык.

Считается, что понятие возникло во второй половине 1980-х годов, когда в Университете Лоуборо, Великобритания, образовалась группа по изучению дискурса и риторики (Discourse and Rhetoric Group, DARG). Основополагающим был труд Джонатана Поттера и Маргарет Уэзерелл «Дискурс и социальная психология: за пределами установок и поведения» в 1987. Книга оказала значительное влияние на современников: к примеру, Чарльз Антаки отмечает в журнале Times Higher Education Supplement (1987), что «Поттер и Уэзерелл разработали совершенно новое видение социальной психологии, которое поможет вырваться ей из стерильных лабораторий и традиционного ментализма».[1]

Название «дискурсивная психология» было предложено Джонатаном Поттером и Дереком Эдвардсом в конце 1990-х. С тех пор данное направление развивалось за счёт исследований в социальной психологии, философии, лингвистике и социологии.

Дискурсивная психология появилась после так называемого «дискурсивного поворота» в социально-гуманитарных науках. Она во многом противоречит классической науке и неизбежно вызывает споры со смежными течениями психологической наук. В отличие от когнитивной психологии, изучающей информационные процессы в индивидуальных рамках, дискурсивная психология ставит в центре своей парадигмы социальное взаимодействие, видя предмет изучения в социальной плоскости.

В противовес подходу других течений психологии к дискурсу как отражению мыслей, интенций и мотивов людей, дискурсивная психология полагает, что дискурс не отображает реальность, а косвенно создаёт её с помощью лингвистических средств. Дискурсивная психология опирается не на изучение личности напрямую, а на опосредованные свидетельства тех или иных установок и убеждений, обнаруживаемые в письменной и устной речи. Ром Харре, один из первых теоретиков дискурсивной психологии, отмечает, что обыденный язык — важнейший источник познания человеческой психики, поскольку изучение человека должно происходить с учётом включения личности в культурный и социальный контекст, не ограничиваясь описанием нейронных процессов[2].

В книге «Дискурс и социальная психология: за пределами установок и поведения» были сформированы основные положения дискурсивной психологии: