Доктороу, Эдгар Лоренс


Э́дгар Ло́ренс До́ктороу (англ. Edgar Lawrence Doctorow; 6 января 1931, Бронкс, Нью-Йорк, США — 21 июля 2015, Манхэттен, Нью-Йорк, США) — американский писатель, сценарист и редактор, педагог, лауреат многих профессиональных премий.

Родился в Бронксе, в семье детей еврейских эмигрантов из Минской губернии Дэвида Ричарда Доктороу и Роуз Левин. До службы в армии (1953—1955) Доктороу успел окончить Кеньон-колледж в штате Огайо и магистратуру по филологии при Колумбийском университете. В 1956-59 годах Эдгар Доктороу работал в сценарном отделе студии «Columbia Pictures», в 1959—1964 годах занимал пост старшего редактора в «New American Library», потом пять лет работал главным редактором издательства «Dial Press». С 1969 года он всецело посвятил себя литературной и преподавательской деятельности. В частности, Доктороу был преподавателем в колледже Сары Лоуренс[англ.], в Йельской драматической школе, в Принстонском, Калифорнийском и Нью-Йоркском университетах. В 1960 году женился на студентке театрального института Колумбийского университета, Хелен Сетцер, которая родила ему троих детей. В 1984 году писатель стал членом Американской академии искусств и литературы и Национального института искусств и словесности. Доктороу вступил в литературу, опираясь на традиции социально-критического романа США 30-40-х гг., и оставался им верным почти во всех своих последующих произведениях.

Прямая перекличка с социальной проблематикой «великой депрессии» 30-х гг. содержалась уже в первом романе Доктороу — «Welcome to Hard Times». Ещё большей степенью идейно-политической злободневности был отмечен роман «The Book of Daniel», написанный в форме автобиографии молодого человека, родители которого погибли на электрическом стуле, будучи обвиненными в государственной измене. Прозрачные аллюзии сюжета явно намекали на «дело» Этель и Юлиуса Розенбергов, обвинённых в содействии выдаче Советскому Союзу секретов ядерной технологии и казнённых летом 1953 г.

Широкое признание талант Доктороу получил с публикацией романа «Рэгтайм», отвечавшего потребностям американского общества в осмыслении истоков своей современной истории. Период начала XX в., когда получил распространение музыкальный стиль рэгтайм, представал у Доктороу в стереоскопическом изображении, включавшем как судьбы вымышленных персонажей, так и элементы биографий реально существовавших исторических лиц. В числе последних, активными участниками романного действия являются писатель Т. Драйзер, анархистка Эмма Голдман, иллюзионист Гарри Гудини, банкир Джон Пирпонт Морган. Связующим звеном между двумя повествовательными ракурсами становится в романе образ негритянского музыканта, виртуоза рэгтайма Колхауза Уокера. Захватив вместе со своими приверженцами мемориальную библиотеку Моргана, он требовал от городских властей Нью-Йорка не столько возмещения причиненного ему в прошлом материального ущерба, сколько признания за негритянским населением США твердого права на человеческое достоинство.