Долг (философия)


Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство, «обязанность человека, освящённая его совестью».[1] Это одно из основополагающих понятий этики, подразумевающее, что поступки человека совершаются на основе нравственно мотивированного давления или обоснования. Долг — это нравственная необходимость, которая закрепляется в качестве субъективного принципа поведения.[2] В философии долг считается императивной формой морали.

Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми, страной или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг, нравственный долг) — добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми[источник не указан 846 дней].

Другие виды долга: гражданский долг, патриотический долг, воинский долг[источник не указан 846 дней].

Считается, что Зенон Китийский, основоположник стоицизма, ввёл термин «надлежащее» (καθῆκον), дав ему следующее определение: «сообразность в жизни, действие, имеющее убедительное обоснование». В его понимании человек должен разумно обосновывать любой поступок, так как разумная человеческая природа проявляется, когда человек использует свою способность делать разумный выбор.[3]

По словам Диогена Лаэртского, «Зенон первый употребил слово „долг“, ибо он вывел его из слов „то, что подобает“: долг есть действие, присущее природным созданиям. Из действий, совершённых по влечению, одни сообразны с долгом, другие противны долгу, третьи — ни то, ни другое. Сообразно с долгом то, что внушается разумом, например, почитать родителей, братьев, отечество, уступать друзьям. Противно долгу то, чего разум не внушает…»[4]

В древнегреческом языке несколько разных слов использовались для обозначения правильных (должных) действий, в том числе δέον (буквально: насильственное опутывание). Используя этот термин, Иеремия Бентам ввёл новое понятие деонтологии для обозначения учения о правильном (должном).[2]