Домашний арест


Дома́шний аре́ст — мера пресечения, заключающаяся в ограничении лица, находящегося под домашним арестом, в свободном передвижении. Исполняется в пределах жилого помещения, в котором данное лицо постоянно проживает на законных основаниях. В качестве меры пресечения применяется в альтернативе содержания под стражей. Домашний арест предусматривает под собой ещё ряд запретов, таких, как запрет на общение с определёнными лицами, получение и отправку корреспонденции, использование любых средств связи, в том числе и сети «Интернет». Порядок избрания меры пресечения прописан в статье 107 УПК РФ.

Домашний арест в законодательстве Российской империи был закреплён в «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» и «Уставе уголовного судопроизводства»[1]. Применялся по усмотрению суда или административного органа (в дисциплинарном порядке) к дворянам и чиновникам, обвинённым в нарушениях, влекущих краткосрочный арест. Однако порядок отбывания этого вида наказания в законе не был определён.[2]

В Советском Союзе домашние аресты имели широкое применение. Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РСФСР 1923 года предусматривал домашний арест, однако в УПК РСФСР 1960 года данная мера пресечения была исключена.[1]

Домашний арест, как одна из мер пресечения, предусмотрен статьёй 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Инициатором введения подобной меры пресечения в России выступило Министерство юстиции Российской Федерации.

Согласно статье 72 Уголовного кодекса Российской Федерации, время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок лишения свободы из расчёта один день за один день. Согласно части 10 статьи 109 Уголовно-процессуального кодекса, в срок содержания под стражей также засчитывается время домашнего ареста, но в законе коэффициент перевода количества дней, проведённых под домашним арестом, в срок наказания прямо не закреплён. Однако несмотря на отсутствие прямого указания на домашний арест по аналогии распространяются те же сроки зачёта наказания, что и на время содержания лица под стражей.

14 апреля 2015 в ГД РФ был внесён законопроект 768885-6, который устанавливал соотношение дней, проведённых под домашним арестом, в количество дней наказания как 2 к 1. Разработчики законопроекта мотивировали поправки тем, что пребывание лица в доме не может быть сопоставимым по смыслу вышеуказанных норм с его содержанием в следственном изоляторе либо ином месте. 2 июля 2015 года законопроект был снят с рассмотрения.