Доменикино


Доменики́но (итал. Domenichino, настоящее имя Доме́нико Дзампье́ри (итал. Domenico Zampieri); 21 октября 1581, Болонья — 15 апреля 1641, Неаполь) — итальянский живописец академического направления болонской школы.

Будущий живописец родился в небогатой семье башмачника Джован Пьетро и его жены Валерии. Уменьшительное прозвище получил, по одной из версий из-за маленького роста, по другой — по причине застенчивости и нерешительности[1]. Обучался грамматике и риторике, но уже в раннем возрасте проявил такие художественные способности, что отец позволил ему пройти обучение в мастерской проживавшего в Болонье фламандского живописца Дениса Калверта вместе со старшим братом, который вскоре бросил живопись, чтобы вернуться в сапожную мастерскую отца. Соучениками Доменико в мастерской Калверта были Гвидо Рени и Франческо Альбани, с которыми он подружился.

В 1595 году Доменикино был принят в болонскую Академию дельи Инкамминати («Академию вступивших на правильный путь»), в отсутствие Аннибале Карраччи, работавшего тогда в Риме, Агостино и Лодовико Карраччи; вместе с Лодовико, Рени и Альбани он сотрудничал в оформлении оратория Сан-Коломбано, недалеко от Болоньи. В 1601 году Доменико покинул Болонью, чтобы переехать в Рим, где он жил в Рионе (районе) Монти вместе со своим другом Франческо Альбани, изучал произведения Рафаэля и сотрудничал с Аннибале Карраччи, возможно, самым известным в то время художником в Риме[2]. Доменикино считал себя учеником Аннибале до самой смерти мастера в 1609 году и под его руководством сделал свои первые шаги в искусстве, участвуя с учителем в росписях Галереи Фарнезе (1595—1603), «одном из самых значительных произведений римского искусства конца XVI столетия»[3].

Доменикино писал фрески в церкви Сант-Онофрио (1604—1605). Работал вместе с Гвидо Рени в церкви Святого Григория Великого. Увидев в этой церкви фреску Доменикино «Бичевание Святого Андрея», влиятельнейший Аннибале Карраччи признал, что теперь может сам учиться у «Маленького Доменико».

В 1604 году благодаря поддержке Джованни Баттиста Агукки, секретаря кардинала Пьетро Альдобрандини и «кардинала-племянника» папы Климента VIII, Доменикино написал фреску «Освобождение святого Петра» в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Художник стал другом кардинала; вместе они обсуждали многие вопросы искусства. Доменикино также написал портрет кардинала Агукки в соответствии с рафаэлевской традицией (ныне в галерее Уффици).

По заказу кардинала Одоардо Фарнезе Доменикино осуществил роспись капеллы «святых основателей Нила и Варфоломея» (Капеллы Фарнезе) в аббатстве Сан-Нило в Гроттаферрате (Лацио) (1608—1610). Доменикино расписывал церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (цикл «Жизнь Святой Цецилии»), Санта-Мария-ин-Трастевере и другие римские храмы. С 1630 года расписывал сокровищницу в Соборе Святого Януария в Неаполе (цикл «Жизнь Святого Януария»).