Домовая церковь


Домо́вая церковь — в православии освящённое помещение, расположенное в жилище частного лица (домовая церковь в узком смысле слова) или в учреждении (домовая церковь в широком смысле слова). Иногда домовой церковью служит отдельная, на том же участке стоящая, освящённая постройка. Домовая церковь имеет собственный антиминс, используется для совершения богослужения[1][2]. Особым видом домовой церкви является «крестовая церковь» в архиерейских домах или резиденциях епископов[2].

Домовая церковь в широком смысле слова может быть расположена в больнице, доме престарелых, детском доме, приюте, ином социальном (благотворительном) учреждении, а также учебном заведении и предназначена для участия в богослужении лиц, постоянно или временно пребывающих или обучающихся в этих учреждениях[2].

Первоначально христианские проповедники выступали в синагогах, а собрания общин проходили в домах богатых членов общин. Позднее создаются самостоятельные христианские церкви, для которых приспосабливаются обычные дома.

Так, в IV веке Святитель Иоанн Златоуст рассказывает, как владелец дома в городе Амасии в Понтийской области (Южное побережье Чёрного моря), некто Хрисафий, желая обратить нижний этаж своего дома в церковь Богородицы, а верхний — в церковь Архангела, призвал художника-мозаичиста и приказал ему снять бывшие там мозаики, изображающие историю Афродиты, и заменить их новыми, на христианские темы.

Среди немногих памятников раннехристианской архитектуры этого периода известен дом-церковь в Дура-Европосе, превращённый в церковь после 231 г. Внешне он ничем не отличался от обычных жилых домов города, что не было лишним в условиях полулегального существования собиравшейся здесь маленькой общины.

Центром комплекса был небольшой дворик с выходящими в него помещениями. На южной стороне находилась главная комната (5х13 м) с возвышением для совершения культовых обрядов, для совместных трапез, а также в качестве школы для детей христиан и обращённых. Комнату в северо-западном углу занимал баптистерий. Над прямоугольной купелью была устроена арочная сень. Её фасад был расписан растительным орнаментом, свод над купелью изображал небесный свод со звёздами на голубом фоне. Помещение баптистерия было единственным, украшенным росписью. На стенах комнаты воспроизводились различные сцены христианской мифологии.