Дом с чёрными котами


Кошачий дом (латыш. Kaķu nams) — здание в центральной части Старого города Риги, построенное в 1909 году архитектором Фридрихом Шеффелем в стиле позднего рационального модерна.

Существует старинная легенда, согласно которой богатый купец Блюмер (Плуме), недовольный тем, что ему не позволяли стать членом рижской Большой гильдии (представительского органа рижского купечества), предпринял акт психологического возмездия. Он заказал скульптурные изображения чёрных котов с выгнутыми спинами и поместил их на остроконечных башенках своего доходного дома, расположенного на противоположной стороне улицы Мейстару. В довершение картины, эти коты были повёрнуты хвостами в сторону окон рабочего кабинета старейшины Большой гильдии. Согласно одному из вариантов этой экскурсионной байки, против Блюмера был затеян судебный процесс, однако юридическими мерами не удавалось добиться от Блюмера того, чтобы котов развернули в обратную сторону, поскольку Блюмер был хорошим другом судьи или же платил щедрые взятки часто менявшимся судьям, которые в приговоре со всей ответственностью заявляли, что эти коты — свободные животные и без них Рига утратит часть своего архитектурного богатства. Неизвестно, когда была заключена мировая со строптивым и неуступчивым господином по фамилии Блюмер (Плуме), однако в итоге коты всё-таки были развёрнуты «правильным» ракурсом[2].

Оба кота предельно симметричны, они украшают башенки над перекрёстками улицы Мейстару с улицами Маза Смилшу и Зиргу. Центральный фасад здания отличается симметричной композицией, посередине его венчает скульптурное символическое изображение орла с распахнутыми крыльями, готового взмыть в небо — это изображение также выполнено в соответствии с принципом центральной точки симметрии; оно представляет собой символическое указание на вечную борьбу до достижения победного конца. Орёл способен смотреть на солнце не моргая, что стало одной из причин для признания этой птицы ключевым солярным символом — это функциональное наполнение способствовало официальному включению орла в концепцию символики модерна. Вход в здание обрамлён флоральным декором, а над входом имеется изображение спокойного и уравновешенного крылатого женского маскерона[3].