Браманте, Донато


Донато Браманте, Донато ди Паскуччио ди Антонио по прозванию Браманте (итал. Donato (Donnino) di Pascuccio di Antonio detto il Bramante; июль 1444, Ферминьяно — 11 апреля[1] 1514, Рим) — итальянский архитектор и живописец, крупнейший представитель архитектуры эпохи Высокого Возрождения, основоположник стилевого течения, именуемого «римским классицизмом начала XVI века». Его самыми известными работами являются: первый проект главного храма западного христианства — собора Святого Петра в Ватикане (перестраивался в последующие годы), частично сохранившийся дворец Бельведер (также в Ватикане), храм Темпьетто в Риме, перестройка церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро в Милане и многие другие. Браманте является также автором нескольких сохранившихся до наших дней живописных работ.

Рафаэль Санти, родственник архитектора (по некоторым сведениям его племянник), изобразил своего друга и учителя в правой части знаменитой ватиканской фрески «Афинская школа» в образе древнегреческого математика и геометра Архимеда (или Евклида).

Донато ди Паскуччио ди Антонио, также известный под именем Браманте Ладзари (Bramante Lazzari)[2], настоящее имя которого было Донато д’Аньоло, родился в июле 1444 года в Монте-Асдруальдо (теперь это селение Ферминьяно, область Марке). Юность будущий архитектор провёл в Урбино, в нескольких километрах от Ферминьяно. Герцог урбинский Федерико да Монтефельтро собрал при своём дворе многих известных живописцев, учёных, поэтов и архитекторов. Там Браманте испытал влияние художников Пьеро делла Франчески и Лучано Лаураны, которых интересовали правила перспективы, его также впечатлили иллюзионистские черты в живописи Андреа Мантеньи, а также виртуозность работы ломбардских мастеров, резчиков по мрамору.

В раннем возрасте Донато отдали для обучения живописи фра Карневале (Бартоломео ди Джованни Коррадини). И хотя впоследствии Браманте приобрёл некоторую известность как живописец, его внимание вскоре было полностью поглощено архитектурой[3].

В 1476 году Донато Браманте был приглашён в Милан ко двору герцога Лодовико иль Моро, где он мог встречаться с Леонардо да Винчи (известно, что в 1482—1499 годах последний работал в Милане). Предполагают, что «Браманте и Леонардо обсуждали в Милане достоинства византийских крестово-купольных храмов. Зарисовки купольных центрических сооружений на полях рукописей Леонардо да Винчи относятся именно к этому времени»[4].

Миланский период Браманте длился двадцать лет. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. С 1499 года после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. В 1500 году Папа Александр VI назначил его главным архитектором Ватикана. При папе Юлии II Донато Браманте сохранил своё положение папского архитектора. С 1503 года он вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане.