Донецкий троллейбус


Донецкий троллейбус (укр. Донецький тролейбус) — система общественного транспорта в городе Донецк, была открыта 31 декабря 1939 года[источник не указан 261 день]. По состоянию на 2020 год имелось 15 действующих маршрутов, около 93 км контактной сети, 215 троллейбусов (в том числе служебных) и 2 депо[источник не указан 261 день].

Контактная сеть этих маршрутов (№ 9А, 10, 18) частично уничтожена в результате боевых действий и мародерства[1]

В ноябре 1939 года была сдана в эксплуатацию первая трасса троллейбуса («Металлургический завод — Студенческий городок») протяжённостью 3,3 км. С 31 декабря 1939 года на линии работало 12 троллейбусов ЯТБ-2, но регулярная эксплуатация началась только 3 января 1940 года. Имелось пять промежуточных остановок: проспект Павших Коммунаров, Институтский проспект (ныне просп. 25 лет РККА), Комсомольский проспект, у кинотеатра имени Шевченко и трамвайно-троллейбусного парка (возле школы № 2 имени Кирова).

Во время войны несколько месяцев с апреля 1943 года немецкой оккупационной властью эксплуатировались 3 машины ЯТБ-4 на 1-м маршруте (5 машин вывезены в Германию, 4 разобрали на запчасти). За первые три месяца работы были перевезены троллейбусом 330000 человек[2].

После освобождения города было восстановлено движение 1 мая 1944 года двумя восстановленными машинами ЯТБ-4. Первым восстановленным после войны маршрутом был № 1 протяжённостью 3 км от металлургического завода до Студенческого городка.

7 ноября 1950 года троллейбусная линия продолжена вначале до Ветки, а с 26 августа 1951 года до железнодорожного вокзала — пущен второй троллейбусный маршрут («ДМЗ-Вокзал») по улице Артема. Первый маршрут курсировал только до Студенческого городка (значительно позже — до ДонУГИ).