Дорифор


«Дорифо́р» (др.-греч. δορυφόρος — «Копьеносец») — одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая так называемый канон Поликлета, была создана в 450—440 гг. до н. э. Скульптура была выполнена в бронзе. Она не сохранилась и известна только по литературным описаниям. Существуют её приблизительные реконструкции в тонированном гипсе (в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве) и многочисленные реплики в мраморе.

Дорифор относится к периоду высокой классики и демонстрирует динамичную, но уравновешенную позу, отличную от статичных куросов архаического периода. Статуя Дорифора — первый пример классического контрапоста. Именно Поликлет считается изобретателем «постановки» фигуры человека с переносом тяжести тела на одну ногу. Опорная нога фигуры отклоняется от вертикали, опорный тазобедренный сустав поднимается вверх и одновременно немного выдвигается вперёд, тазовый пояс наклоняется относительно горизонтали, а свободная нога фигуры, согнутая в колене, слегка отставлена назад. Плечевой пояс из-за необходимости уравновешивания приобретает контрастное положение по отношению к тазовому. Это и называется контрапостом. В результате фигура кажется подвижной и оживленной. Ощущение пластичности и "зрительного движения" возникает благодаря S-образно изогнутой линии, проходящей сверху вниз: от ярёмной ямки между ключицами до внутренней лодыжки опорной ноги. Эта основная линия создаёт так называемый хиазм.

Дорифор представляет собой изображение не конкретного атлета, победителя в состязаниях по метанию короткого копья (дороса), а обобщённый образ идеальной мужской фигуры. «Уверяли даже, что Поликлет исполнил статую нарочно, для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью», писал современник.