Дорический ордер


Дори́ческий о́рдер — один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности — греческий с мутулами и римский с зубцами (дентикулами). Дорический, или дорийский, ордер считают наиболее ранним греческим архитектурным ордером. Его формирование связано с переселением народов в бассейне Эгейского моря в конце XIII — начале XII вв. до н. э. Название — от легендарного Дора, или Дороса, сына Эллина и нимфы Орсеиды, получившего, по преданию, от отца землю в Элладе после потопа. Согласно одной из гипотез, дорийцы — древние арийские племена, пришедшие с севера; по другой версии — они пришли с Востока[1]. Небольшая горная область в самом центре Греции теперь называется Доридой. В качестве места и времени возникновения ранней дорийской архитектуры называют берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э..

Марк Витрувий Поллион, автор трактата «Десять книг об архитектуре» считал дорический ордер «строгим», видел в нём «пропорции, крепость и красоту мужского тела» и соотносил его с «мужественным» дорийским ладом древнегреческой музыки[2].

Древнейший пример использования дорического ордера (определённый Шампольоном как «протодорический») — колонны некоторых гробниц некрополя Бени-Хасан в Египте. Вырубленные в скале открытые портики состоят из двух фланкирующих вход в усыпальницу колонн с 16 каннелюрами каждая, на абаках которых лежит массивный скальный архитрав; своды внутренних залов поддерживаются четырьмя колоннами того же ордера.

Исторически сложились две гипотезы о происхождении дорического ордера. Первая выводит формы каменной дорийской архитектуры из деревянной конструкции. Оказавшись в стране, где было мало леса, доряне вынуждены были повторять в камне то, что они раньше делали из дерева. Однако камень, в отличие от дерева, хорошо сопротивляется сжатию, но становится хрупким при прогибе и растяжении. Поэтому, заменяя деревянные балки на каменные, строители убедились, что их поперечное сечение должно быть огромным, чтобы выдержать тяжесть перекрытия. Поэтому мощные колонны стали ставить близко друг к другу, чтобы они обеспечивали надежность положенных между ними горизонтальных каменных блоков архитрава. Отсюда характер дорийской архитектуры, узнаваемой по сплошному ряду приземистых, конических, близко поставленных колонн с широкими капителями. В начале XIX веке сложилась иная теория, отрицающая формообразующее значение деревянной конструкции. Действительно, к примеру, форма колонны дорического ордера вполне отвечает особенностям каменной опоры. «К счастью, — как пишет Огюст Шуази, — обе гипотезы вполне возможно согласовать». Можно сказать, что «деревянные конструкции представляют собой каменную работу, воплощенную в дереве», а формы дорийского ордера можно производить «по желанию и от дерева и от камня»[3].