Дорога Ботниа


Дорога Ботниа (Линия Ботниа; швед. Botniabanan) — скоростная железнодорожная линия в северной части Швеции. Длина маршрута составляет 190 км. Линия проходит из аэропорта Крамфорс через город Эрншельдсвик в Умео; она была открыта в 2010 году. Поездам на ней разрешено ехать со скоростью до 250 км/ч (хотя в Швеции нет поездов, способных ехать быстрее 200 км/ч, по состоянию на 2013 год).

Построенная к августу 2010 года[1], линия добавила 190 километров высокоскоростной железной дороги к шведской железнодорожной сети. Это также самая высокоскоростная трасса в стране. Линия ответвляется от линии Одальс в районе аэропорта Хога Курстен к северу от Крамфорса и следует через Эрншельдсвик в Умео, где соединяется с линией Умео-Ваннас и магистралью, проходящей через верхний Норрланд. Железнодорожная линия имеет 140 мостов и 25 км тоннелей.

Строительство велось силами Botniabanan AB, компании, 91 % которой принадлежит шведскому государству и 9 % — местным властям Крамфорса, Эрншельдсвика, Нордмалинга и Умео. Работы по строительству линии начались в 1999 году, к концу 2005 года она была завершена наполовину. После завершения строительства в 2010 году линия была сдана в аренду шведскому Управлению железных дорог. Если Botniabanan AB окупит свои инвестиции (по оценкам, это возможно к 2050 году), право собственности на линию перейдёт к Управлению железных дорог. Бюджет строительства составил 15 миллиардов шведских крон[2].

Предполагается, что дорога Ботниа будет конкурировать с автомобильным транспортом, следующим по E4, которая является главной дорогой для тяжёлых грузовых перевозок.

Пассажирские перевозки начались в августе 2010 года, но только от Умео до Эрншельдсвика. Последняя модернизация дороги Одальс означала, что движение к югу от Эрншельдсвика начнётся не раньше апреля 2012 года. Изначально окончательной датой его начала был обозначен август 2011 года, но тогда начало движения было отложено из-за проблем с наладкой Европейской системы управления движением поездов на дорогу Одальс.

Железнодорожная линия вдоль побережья северной Швеции была необходима уже в течение долгого времени в связи с отсутствием потенциала у существовавшей основной линии (шедшей внутри страны) ввиду значительных ограничений по скорости перемещения, кривых и градиента. Дорога Ботниа также должна была способствовать улучшению общественной мобильности в области, сокращая время в пути между Умео и Эрншельдсвиком до 40-50 минут благодаря использованию высокоскоростных поездов. Она также будет обслуживаться пригородными поездами с предполагаемой частотой следования не менее шести поездов в день в каждом направлении.