Дорожное строительство


Строительство дорог (Дорожное строительство) — отрасль строительства, занимающаяся проектированием, строительством, ремонтом, техническим обслуживанием и восстановлением дорог (автомобильных и подъездных), городских улиц, колонных путей, зимников и так далее.

В это понятие, как правило, входят управление, организация работ и надзор за состоянием дорог, оборудованием и техническими средствами, необходимыми для дорожно-строительных работ. Дорожно-строительные работы является сложной, трудоёмкой, дорогостоящей деятельностью, даже в самых благоприятных природно-климатических условиях: дорога (автодорога) должна удовлетворять множеству требований по качеству, надёжности, долговечности, пропускной способности, удобству использования и обслуживания и многому другому. При этом, автомобильная дорога включает в себя комплекс функционально связанных конструктивных элементов и искусственных инженерных сооружений, специально предназначенных для обеспечения безопасного движения автомобильных и других транспортных средств с расчётными скоростями, нагрузками и габаритами, с заданной интенсивностью движения в течение длительного времени, а также участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса, и пространство в пределах установленного габарита.

Уже пещерные охотники и собиратели пытались обустроить удобные для себя тропы в дремучих лесах, по болотистой местности и в горах, чтобы быстрее преодолевать большие расстояния и приносить домой больше добычи:

С изобретением колеса и приручением вьючных животных, роль дорог резко возросла, увеличилось их количество и улучшилось качество. Для удобного передвижения повозок потребовались дороги более широкие и с твёрдым покрытием. Теперь дороги стали моститься булыжниками, под которыми располагали слой крупнозернистого песка. Наиболее древние сохранившиеся дороги относятся к IV тысячелетию до н. э. — дорога у шумерского города Ур в Месопотамии, дорога рядом с городом Гластонбери и дорога Свит-Трек в Англии.

В больших государствах строительство дорог всегда имеет особое значение из-за необходимости быстро организовывать защиту отдалённых провинций, подвергшихся нападению извне, или самим совершить внезапные завоевательные походы, а также для развитой торговли, сбору дани, пошлин и почтовых служб. Так, уже́ в составе ассирийской армии имелись специальные подразделения, занимавшиеся строительством мостов и выравниванием дорог для боевых колесниц. В державе Ахеменидов при Дарии I (522—486 до н. э.) была построена царская дорога из Эфеса в Сарды и Сузы длиной 2,6 тыс. км. Во время правления основателя китайской династии Цинь — Цинь Шихуана (221—210 до н. э.) — сеть дорог общей длиной 7,5 тыс. км опоясывала страну; дороги были шириной 15 метров, с тремя полосами, причём, центральная полоса предназначалась для императора.