Досократики


Досокра́тики — условное, принятое уже в Новейшее время, название древнегреческих философов раннего периода (VII—V века до н. э.), а также их преемников IV в. до н. э., творивших вне русла аттической сократической и софистической традиций. Может использоваться также лишь в хронологическом значении[1] (что не вполне верно, так как некоторые из причисляемых к ним являлись современниками Сократа[* 1]). Сочинения досократиков известны только по фрагментам, сохранившимся в виде цитат у позднейших античных авторов.

Термин «досократики» утвердился в 1903 году, когда немецкий учёный Герман Дильс собрал в труде «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker») тексты философов, живших до Сократа. Книга включала более 400 имён вместе с фрагментами орфических и других дофилософских теокосмогоний[2].

Термин «досократики» восходит к термину «досократическая философия», введённому немецким философом, филологом и теологом Иоганном Августом Эберхардом (1739—1809), который в своей книге 1788 года «Всеобщая история философии» разделил историю античной философии на два основных периода — «досократовскую философию» и «сократовскую философию»[3].

В ставшей классической работе середины XIX века Эдуарда Целлера «Философия греков в её историческом развитии» в заложенной им периодизации древнегреческой философии её первый этап выделяется от древних ионийцев до Сократа[4]. До Целлера Гегель в своей истории философии первый период древнегреческой философии определял от Фалеса до Аристотеля[5].

Концептуальным сведением досократиков воедино мы обязаны британско-шотландскому антиковеду Дж. Бернету[6]. Он называл их «ранними греческими философами»[3].

Несмотря на то, что термин «досократики» — новоевропейского времени, стереотипы, в нём заложенные, восходят к Платону и Аристотелю[6]:180.