Дохристианская письменность у славян


Дохристианская письменность славян (докириллическая письменность) — письменность (вариант — «руническая»), согласно не имеющим научных подтверждений современным представлениям существовавшая у древних славян до создания глаголицы и кириллицы и / или до начала христианизации конкретных славянских земель. Литературных памятников этой письменности не найдено[1]. Известны только предположительные упоминания о ней в различных письменных источниках, трактовка которых неоднозначна,Перейти к разделу «#Письменные свидетельства» а также ряд археологических находок с нерасшифрованными надписями сравнительно позднего периода, которые не могут быть надёжно определены как свидетельства полноценной письменности. Перейти к разделу «#Археологические находки»

В мировой палеославистике XIX века результатом длительных изысканий, в значительной мере благодаря работам российских учёных, стало положение, что оригинальное славянское письмо было создано в результате деятельности святых Кирилла и Мефодия; до настоящего времени некоторые авторы высказывают мнения о нерешённости вопроса[2]. Перейти к разделу «#Историография»

Начало русской письменности как исследователи XIX века, так и современные специалисты связывали и связывают с Крещением Руси около 988 года. Ряд советских исследователей высказывали предположения о существовании восточнославянской письменности до Крещения[2].

Данная тема является почвой для создания различных фальсификатовПерейти к разделу «#Фальсификаты» и популярна в среде сторонников любительской лингвистики и фолк-хистори. Перейти к разделу «#Псевдонаучные идеи» Причинами является не недостаток доказательной базы, а ангажированность самого вопроса[2].

Исследователи середины XIX века связывали начало русской письменности с Крещением Руси. Это представление разделяли А. Х. Востоков, К. Ф. Калайдович, И. И. Срезневский, О. М. Бодянский, И. В. Ягич, А. И. Соболевский. Вместе с крещением русские получили от южных славян из Болгарии кириллицу. Глаголица также проникла на Русь, но, будучи вышедшим из употребления алфавитом, не получила широкого распространения.

В советских публикациях до 1940-х годов, в работах за пределами СССР и постсоветских источниках распространение письменности у славян в докирилловский период отрицается. Однако в послевоенный период, в конце 1940-х — начале 1950-х годов, позиции советских исследователей по вопросу роли Церкви и внешних источников в распространении письменности существенно изменились. Новая советская линия постулировала существование дохристианской письменности у восточных славян в виде сразу нескольких алфавитов, включая глаголицу, которая могла считаться восточнославянской по происхождению[2].