Древнерусская народность


Древнерусская народность (восточнославянская народность[3], древнерусский этнос; самоназвание: др.-рус. и церк.-слав. рѹсь[4], ед. число рѹсинъ[5][6], также рѹсьскыи, рѹстии (людие)[7]; в историографии: рус. древнерусская народность, укр. давньоруська народність, белор. старажытнаруская народнасць) — единая этническая общность, которая, согласно распространённой в исторической науке концепции, сформировалась на протяжении X—XIII веков в Киевской Руси в процессе этногенеза преимущественно из восточнославянских союзов племён, а также финно-угров, балтов и скандинавов[8][9][10]. Основная часть населения Киевской Руси. Сложилась в основном под влиянием становления единого государства[3]. Для неё были характерны общий язык и однородная материальная и духовная культура[11].

В рамках концепции считается, что все три[12] современных восточнославянских народа — белорусы, русские и украинцы — возникли в результате постепенного распада единой народности[13]. Считается, что политическое разделение восточнославянской территории в значительно мере способствовало развитию местных языковых и культурных особенностей, что привело к сложению белорусского, русского и украинского народов[11]. Концепция единой древнерусской народности отвергается рядом учёных[13].

В Новое время идея о единстве восточных славян в древнерусскую эпоху восходит к позднелетописным источникам и историческим сочинениям XVII века[14]. О ней говорится в Густынской летописи[15], а в Киевском синопсисе, авторство которого приписывают архимандриту Киево-Печерской лавры Иннокентию Гизелю, излагается предположение об извечном единстве Малой и Великой Руси, обосновывая генеалогические права российского царя на земли бывшей Киевской Руси. Эти положения «Синопсиса» предопределили взгляды российских историков XVIII и XIX веков на всех восточных славян как на представителей «единого русского народа»[14]. В российской историографии XIX века время от времени возникали споры относительно «первородства» и преимущества на наследие Древнерусского государства, которые отдельные представители малороссов (Я. М. Маркович, М. А. Максимович) или великороссов (М. П. Погодин) приписывали именно своей ветви. Эти противоречия пытался сгладить А. Е. Пресняков, в 1907 году утверждавший, что у украинцев, русских и белорусов равные права на наследие Древней Руси[14]. Параллельно с историками и Русской православной церковью идею древнерусского единства поддерживали филологи, показавшие существование единого древнерусского языка, который распался впоследствии на несколько родственных языков. Наиболее влиятельные труды по этому вопросу принадлежат А. Х. Востокову, И. И. Срезневскому, А. И. Соболевскому, А. А. Шахматову[14].