Дрейер, Карл Теодор


Карл Теодор Дрейер (дат. Carl Theodor Dreyer; 3 февраля 1889, Копенгаген — 20 марта 1968, там же) — датский кинорежиссёр-новатор, один из наиболее значительных мастеров европейского киноискусства[4].

Дрейер был внебрачным ребёнком Енса Кристиана Торпа, датского фермера, и работавшей у него Йозефины Бернардины Нильссон, батрачки из Скании, которая погибла, пытаясь совершить аборт. Первые два года жизни провёл в приютах, затем был усыновлён строгой лютеранской семьёй типографа Карла Теодора Дрейера, в честь которого и был назван.

В 16 лет с отличием окончил классическую гимназию и, оставив приёмных родителей, начал зарабатывать на жизнь журналистикой. В основном сотрудничал с либеральным изданием «Политикен».

С 1912 по 1919 год работал на киностудии «Нордиск» в качестве сценариста, монтажёра и редактора титров[5]. В эти годы по его сценариям было снято 22 фильма[6].

Первым самостоятельным фильмом Дрейера стала экранизация романа Францоза «Президент» о матери-детоубийце (налицо перекличка с судьбой матери самого режиссёра). Однако зрители первыми увидели «Страницы из книги сатаны[дат.]» — четыре короткометражных рассказа, скомпонованные наподобие «Нетерпимости» Гриффита.

В 1920-е годы Дрейер стал международным режиссёром — он снимал в Швеции, Германии, Норвегии, Франции — тех странах, где ему удалось найти финансирование для очередного кинопроекта. Среди работ этого времени — одна из первых кинолент на гомосексуальную тематику, «Михаэль» по одноименному роману Германа Банга. Гомосексуальный период в жизни Дрейера завершился нервным срывом в начале 1930-х[7].