Дризо, Михаил Александрович


Михаи́л Алекса́ндрович Дризо́ (псевд.: МАД; МAD; Jean Mad[1]; 2 [15] июля 1887, Одесса, Российская империя — 23 сентября 1953, Париж, Франция) — русский и французский художник-график, карикатурист. Автор книги карикатур «Так было…» (1918), посвящённой событиям Первой мировой и Гражданской войн, Февральской и Октябрьской революций, серии шаржей на деятелей культуры русской эмиграции первой волны, карикатур на советских и европейских политических деятелей (В. Ленин, И. Сталин, А. Гитлер и др.).

Родился в 1887 году в Одессе в семье врача Саула Иоакимовича (Алексея, Александра Акимовича) Дризо (1851—?)[2], специалиста по внутренним и детским болезням[3][4][5], в молодости связанного с народовольцами, помогавшего ссыльным и привлекавшегося к суду по делу Веры Фигнер[6]. Получил образование в реальном училище, затем на юридическом факультете Новороссийского университета (1908—1912). Дебютировал в печати в 1907 году, публиковал карикатуры за подписями «Мих. Др.» и «М. Д.» в одесском еженедельнике «Начало». В 1908 году, будучи студентом-первокурсником, рисовал карикатуры для газеты «Одесский листок», затем сотрудничал и с другими периодическими изданиями, в числе которых журналы «Сколопендра» (1908), «Крокодил» (1911—1912) и др. К моменту завершения учёбы был известным в городе карикатуристом. Окончив университет в 1912 году, не пошёл по юридической стезе, выбрав газетную работу[7][8][9].

В 1908—1919 годах под сложенным из первых букв имени псевдонимом МАД работал с газетами «Одесский листок», «Одесские новости», «Южное обозрение», публиковал карикатуры также в одесских журналах «Бомба» (1917—1919) и «Жизнь» (1918). В сентябре 1918 года выпустил в Одессе посвящённую текущим политическим событиям книгу «Так было…», конфискованную германскими военными властями[7][8][9].

В 1919 году эмигрировал в Константинополь, оттуда перебрался в Берлин, в 1924 году — в Париж[7][8][9].

В 1922 году совместно Г. Росимовым основал журнал для детей русских беженцев «Ванька-Встанька», направленный на сохранение связи младшего поколения эмиграции с русской культурой и языком, в 1924—1926 годах был его редактором[7][10][11].

По подсчётам исследователей, в эмиграции МАД сотрудничал с 12 эмигрантскими изданиями, в числе которых «Общее дело», «Иллюстрированная Россия» (1924—1939), «Руль» (1923—1930), «Возрождение» (1925—1930), «Последние новости» (1930—1940), «Свободные мысли», «Бич» и др. и десятками французских газет и журналов («Mariannerufr», «Figaro», «CILACC», «Victoirerufr», «Le Rirerufr» и др.)[7][12][13][14][1].