Дримак


Дримак (др.-греч. Δρίμακος; III век до н. э.) — предводитель выступления рабов на греческом острове Хиос, стремившийся улучшить жизненные условия невольников и оградить их от произвола рабовладельцев.

Рассказ о движении под его предводительством приведён в шестой книге древнегреческого писателя Афинея в выдержках из «Описания Азии» («Плавания вокруг Азии») Нимфодора Сиракузского: по словам последнего, Дримак — «храбрый человек, которому в военных делах покровительствовало счастье, предводительствовал беглыми хиосскими рабами, как царь своим войском»[1]. Впрочем, Афиней тут же отмечает, что ни в каких других источниках, кроме Нимфодора, не находил имени Дримака.

Собрав значительные силы из беглых рабов, Дримак укрепился со своим войском в горах. Он обложил рабовладельцев упорядоченной данью, для оформления взимания которой завёл специальную печать (а также собственные меры веса и длины). Тех из них, кто хорошо обращались со своими рабами, Дримак щадил, а тех, кто были жестоки — наказывал. Кроме того, восставшие хиосские рабы по приказу Дримака воздерживались «грабить поля и причинять какой-нибудь другой вред». По договору Дримак оставлял у себя лишь рабов, бежавших от невыносимых условий; тех же рабов, чьи жалобы он признавал недействительными, Дримак отсылал обратно. Более того, по сообщению Нимфодора, беглые рабы боялись его гораздо сильнее, чем своих господ, повинуясь ему как начальнику.

Таким образом, Дримак пытался посредством соглашения с рабовладельцами установить более справедливые, если не идиллические, отношения: «То, что случилось с вами благодаря рабам, хиосцы и господа, никогда не прекратится, ибо все это происходит согласно божественному предсказанию. Если же вы заключите со мной договор и оставите нас в покое, я буду для вас виновником больших благ».

Однако отказ рабовладельцев от выполнения условий договора повел к вооружённым набегам восставших на их владения. За поимку вожака выступления государство объявило крупное вознаграждение. Согласно легенде, состарившийся Дримак сам убедил одного из своих молодых сторонников убить его, получить обещанную награду и свободу: «Я полюбил тебя больше всех людей; ты мое дитя, сын, ты заменяешь мне все прочее. Я пожил достаточно, ты же молод, и вся жизнь у тебя впереди. Тебе нужно быть прекрасным и добрым человеком. Так как Хиос дает много денег тому, кто меня убьет, и обещает ему свободу, тебе следует отрубить мне голову, отнести её в Хиос и, взяв деньги с города, жить счастливо». Юноша вначале протестовал, но Дримаку удалось заставить его это сделать.

Однако движение рабов на Хиосе продолжалось и после гибели его предводителя. На деле убытки хиосских рабовладельцев от грабежей даже стали возрастать, и те, вспомнив о гуманности покойного, воздвигли на могиле Дримака памятник — святилище «Благосклонного героя», где совершались жертвоприношения: беглыми рабами — из того, что им удалось захватить у господ, а хозяевами — в случае предотвращения набега невольников.