Дубравка (фильм)


«Дубра́вка» — художественный фильм режиссёра Радомира Василевского. Снят по одноимённому рассказу Радия Погодина на Одесской киностудии в 1967 году.

В Крыму, на берегу Чёрного моря живёт девочка по имени Дубравка. Она играет в футбол, плавает в море, бегает с мальчишками наперегонки, с ней постоянно случаются какие-то приключения. Но наступает время, и Дубравка начинает взрослеть. Она словно в подвешенном состоянии: играть с мальчишками, возиться с малышами ей больше не очень интересно, а более взрослые ребята и девушки не обращают на неё особого внимания, относясь к ней как к ребёнку (эпизод с репетицией спектакля «Снежная королева»).

В доме Дубравки временно поселяется Валентина Григорьевна — красивая молодая женщина, приехавшая отдыхать дикарём. Окружающие принимают её за известную актрису, но Валентина Григорьевна — инженер по набивным тканям. Поначалу она очень нравится девочке, Дубравка буквально влюбляется в неё. Но потом сосед Дубравки — Пётр Петрович, одинокий отец двух ребятишек — и Валентина Григорьевна проникаются друг к другу симпатией, и Дубравка начинает её сильно ревновать. Она сообщает Валентине Григорьевне, что у него «было пять жён, а шестую он отравил керосином». К тому же этот Пётр Петрович часто подтрунивает над Дубравкой, хотя и добродушно, называя её «лихой пантерой». Однажды Пётр Петрович нечаянно разбивает очень красивую морскую раковину, которую Дубравка с большим трудом выловила в море для Валентины Григорьевны. Это событие сильно расстраивает Дубравку. Девочка не знает, куда деваться от бурлящих в ней противоречивых чувств, импульсивно реагируя на все обидные, по её мнению, слова в свой адрес. В то же время она жадно ловит малейшие проявления искренней доброжелательности окружающих.

Юная Дубравка к концу фильма начинает понимать, что человеческие отношения требуют участия и душевных затрат, и её нелепые конфликты постепенно начинают разрешаться сами собой. Она мирится со своим дворовым соперником по прозвищу Утюг, находит взаимопонимание с Петром Петровичем (тот спасает Дубравку в море во время шторма), чувствует, что незаслуженно обидела Валентину Григорьевну.

В заключительных сценах, она провожает своих друзей в Ленинград и обещает сообщить Петру Петровичу адрес уехавшей Валентины Григорьевны.

В фильме задействовано несколько популярных композиций того времени, в том числе песня «Paris tu m’as pris dans tes bras», получившая известность в исполнении Энрико Масиаса (1964), а также «The Green Leaves of Summer», вошедшая много лет спустя в блокбастер Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» (2009).