Дунайская школа (встречаются также названия «Дунайский стиль» и «Дунайская живопись», нем. Donauschule) — художественная школа немецкого искусства эпохи Северного Возрождения 1500—1530 годов. Основные центры: Регенсбург, Пассау, Линц, Зальцбург, Креме, Бавария, Цюрих, Нюрнберг, Банска Штявница в современной Словакии, в меньшей степени — Чехия, Венгрия и Трансильвания[1].
Впервые термин употребил немецкий писатель и специалист по творчеству Людвига ван Бетховена Теодор фон Фриммель (нем. Theodor von Frimmel-Traisenau) в конце XIX века[2]. Термин получил широкое распространение благодаря труду Германна Фосса (нем. Hermann Voss) «Uber den Ursprung des Donaustil». В нём Фосс рассматривал Вольфа Губера и Альбрехта Альтдорфера как единственных представителей Дунайской школы. Позже определение приобрело более широкий смысл целой школы живописи[3].
Пейзажи немецких художников обратили на себя внимание искусствоведов значительно раньше исследований Фриммеля и Фосса. Главу пейзажам Альбрехта Дюрера посвятил в своей монографии 1884 года Мориц Таузинг (нем. Moritz Thausing). Осмысление пейзажного наследия Дюрера было сделано в монографии швейцарского писателя и художественного критика Генриха Вёльфлина «Искусство Альбрехта Дюрера» (1905). Продолжил сопоставление работ художников Дунайской школы с творчеством Дюрера австрийский искусствовед Отто Бенеш. Он отмечал, что Дюрер сосредотачивал внимание на некоем одном элементе природы (например, «Пихта»), в то время как художники Дунайской школы пытались передать её целостность. Он не принадлежал к этой школе, противостоял ей, но без него она была бы невозможна[4].
А. Н. Донин проводит параллели между творчеством Дунайской школы и натурфилософией Парацельса (впервые их отметил Отто Бенеш[6]). Сходство между ними он видит[7]: