Дурга


Ду́рга (санскр. दुर्गा, Durgâ, «труднодоступная»[1] или «непобедимая») — богиня древнеиндийской мифологии[1], одна из самых популярных богинь в индуизме. Известна также под именами: Парвати — «горная», Кали — «чёрная», Bhairavî — «страшная»[1].

Как супруга Шивы, разрушителя и одного из 3-х лиц индийской Тримурти, она выступает в своей грозной форме: страшна, гневлива, требует кровавых жертв[1]. Существуют указания на обычай принесения ей в жертву людей в древности[1]. Изображения Дурги имеют страшный вид: из оскаленного рта торчат клыки и высовывается длинный язык; шея обвита ядовитыми змеями; поясом ей служит также змея. Этот страшный вид, по убеждению поклонников, богиня принимает для того, чтобы устрашить грешников и привести их к покаянию[1].

С другой стороны, она является благой покровительницей женщин и призывается ими при родах[1]. Также призывается, чтобы установить равновесие и гармонию, покой и благополучие. Изображается в виде десятирукой женщины (но в облике Махадурги имеет двадцать рук), восседающей на гималайском тигре или льве и держащей в пальцах, сплетённых в мудрах, различные средства защиты и нападения, а также атрибуты различных богов — трезубец Шивы, диск Вишну, лук Ваю, палицу Индры и др. По преданию живёт в горах Виндхья в окружении восьми помощниц-йогинь.

Из подвигов Дурги главный — её победоносный бой с буйволовидным демоном Махишей, который раньше победил даже бога громовника Индру[1]. Богине Дурге посвящена светлая половина месяца Ашвина, первого месяца индийского лунного года[1]. Празднества в её честь, сопровождаемые жертвоприношением животных, очень популярны в Индостане[1].

В тантризме имя богини имеет своё значение, так слог ду напоминает о четырёх асурах: бедность (даридра), страдание (духкха), голод (дурбхикша) и дурные привычки (дурвьясана). Звук р означает болезни (рогагхна), а слог га — грехи (папагхна), несправедливость, антирелигиозность, жестокость, леность и прочие дурные привычки. Таким образом, богиня уничтожает все виды зла, символизируемые звуками ду, р и га.[2]

Почитание Дурги первоначально было свойственно неарийским племенам, позднее, она была включена в индуистский пантеон в процессе адаптации индуизмом народных верований, в частности культа Великой богини-матери, олицетворения созидательных и разрушительных сил природы. В шиваизме и тантризме рассматривается как шакти Шивы — манифестация его творческой энергии[3].