Духи гор и кладов


Духи гор и кладов — тип фольклорных существ и персонажей художественных произведений, относящихся к духам местности.

Согласно исследованиям фольклористов, есть заметные различия между персонажами фольклора общенародного и фольклора горнорабочего. Как правило, на основе первых образовались вторые[2], но обратного перехода образов практически не встречается. Фольклорные образы обычно узколокализованы в пределах рабочей области. Например, фольклор о немецких кобольдах относят только к рабочим, добывающим кобальт, а былички о Хозяйке Медной горы — к Гумёшевскому руднику («медной горе»)[3][4].

Духи в фольклоре уральских горняков выступают подлинными «хозяевами земли», распоряжающимися её недрами, а также могут влиять на судьбы человека. Цвет одежды характеризует тип добываемых в данной местности металлов и камней. Жёлтый символизирует золото, белый — платину, красный — медь, зелёный — малахит, чёрный — уголь. Путь в подземное царство обычно проходит через густой лес и каменную стену. Конкретное место пребывания духов — гора, пещера, холм, шахта — обладают привязкой к земной утробе.[5]

Наиболее известными представителями этого типа духов являются: уральские Хозяйка Медной горы, девка Азовка и Великий Полоз, известные по сказам П. П. Бажова, донбасский Шубин, славянский Кладенец, или Скарбник[5][6][7][8]. Известны также: Горная матка, Каменная девка, Золотая баба, Горный дух, Горный старец, Горный хозяин[9][10][11][12][13][14].