Духовно-рыцарский орден


Духо́вно-ры́царский о́рден — организации рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов в XI—XIII веках под руководством Католической церкви главным образом для контроля границ христианского мира, защиты пилигримов на пути в Святую Землю, а также крестовых и других походов, против ислама на Святой земле, в Испании или Турции, против язычников в Литве, Эстонии, Пруссии, против еретиков (альбигойцев, гуситов), после Реформации иногда против протестантизма. Впоследствии ордены могли стать светскими.

К духовно-рыцарским орденам относятся ордены: иоаннитов, тамплиеров, Вифлеемский орден, Тевтонский орден, Орден Алькантара, Орден Калатравы.

Как монахи, члены духовно-рыцарских орденов давали обеты (воздержания, послушания, бедности); как рыцари-феодалы — носили оружие, участвовали в завоевательных походах. Молодых приверженцев называли «неофитами». Неофит должен был пройти обязательный обряд посвящения.

Структура духовно-рыцарских орденов была иерархической. Каждый орден возглавлял пожизненно избранный и утверждённый папой римским Великий магистр (гроссмейстер). Ему подчинялись начальники «провинций» (местных подразделений ордена) ― приоры, а также маршалы (ведали финансами ордена), командоры (коменданты замков, крепостей). Они составляли генеральный капитул, который периодически созывался и имел законодательную власть. В ордене рыцарей-монахов была иерархическая структура. Главными были братья-рыцари. Далее шли братья-оруженосцы и капелланы. Во главе таких орденов стояли великие магистры, которых избирали на пожизненный срок. Власть великих магистров была поистине велика. При магистрах находился совет из других высших должностных лиц, которые существовали в орденах. Практиковались периодические сборы генеральных капитулов братьев-рыцарей. Ордены могли быть разделены по территориям, на которых находились монастыри. Подчинялись ордены только папе римскому.

Благодаря пожалованиям, захватам, ростовщичеству и торговым сделкам духовно-рыцарские ордены добились больших богатств, стали крупными земельными собственниками, жестоко эксплуатировавшими зависимое крестьянство, и приобрели значительную экономическую и политическую силу. С укреплением в европейских государствах централизованной власти духовно-рыцарские ордены постепенно утратили значение, хотя некоторые из них (например, Тевтонский) продолжали существовать.