Духовные концерты


Духовные концерты[1][2] (фр. concerts spirituels) — публичные концерты, проводившиеся в парижском дворце Тюильри с 1725 по 1790 год. Стали первой общедоступной альтернативой представлениям, устраивавшимся Парижской оперой, причём проводились исключительно в дни церковных праздников, когда была закрыта сама Опера. Основанные Анном Даниканом Филидором[англ.], впоследствии многократно меняли руководителей и прекратили своё существование в годы Французской революции. Духовные концерты привлекали как дебютантов, так и европейских знаменитостей; изначально на них исполнялась преимущественно духовная музыка (откуда название), но затем репертуар значительно расширился и стал по большей части светским. Начиная с конца XVIII века по образцу парижских создавались аналогичные концерты в ряде городов Европы.

В XVIII веке монополия на проведение публичных концертов и театральных представлений принадлежала Королевской академии музыки (то есть Парижской опере)[3]. Помимо «официальных» представлений музыкальные мероприятия регулярно устраивались при дворе или в домах аристократов, но широкая публика доступа к ним не имела[4]. Лишь в 1725 году гобоист и композитор Анн Даникан Филидор[англ.], сводный брат знаменитого композитора и шахматиста Франсуа-Андре Филидора, добился королевской привилегии на проведение регулярных концертов для широкой публики[2][5][3]. Тем не менее Филидору пришлось столкнуться с рядом препятствий и ограничений. Во-первых, устраивать концерты можно было лишь тогда, когда была закрыта сама Опера, — во время религиозных праздников, в период Великого поста и т. п.[3][6] Во-вторых, ему надлежало ежегодно, на протяжении трёх лет (срок действия привилегии) выплачивать Академии крупную сумму[К 1]), что, однако, давало ему право задействовать в своих концертах музыкантов Оперы[6][4]. Таким образом возникла первая устойчивая концертная ассоциация с постоянным хоровым и оркестровым составом (не считая приглашённых виртуозов), что обеспечивало высокое качество исполнения[4].

Первоначально на концертах должна была исполняться исключительно религиозная и инструментальная музыка, отчего они стали называться «духовные»[8][7][9]. Однако вскоре концерты приобрели совершенно светский характер и заняли важное место в культурной жизни Парижа[10]. Местом их проведения был так называемый Швейцарский зал (Salle des Cent Suisses, «зал ста швейцарских гвардейцев») во дворце Тюильри[2][11]; место стоило от 2 до 4 ливров[3].

Первый из серии духовных концертов состоялся 18 марта 1725 года[6] (всего в том году прошло 13 концертов[3]). На нём были исполнены два мотета Делаланда и другие произведения этого композитора, а также «Рождественский концерт» Корелли[12][9].