Дьяковская культура


Дьяко́вская культу́ра — археологическая культура раннего железного века, существовавшая в VII в. до н. э. — V в. н. э. на территории Тверской[2], Вологодской[3], Владимирской, Московской, Ярославской, Ивановской, Костромской и Смоленской[4] областей России.

Название культура получила по Дьякову городищу у села Дьяково (ныне в Москве, в черте музея-заповедника «Коломенское»)[5]. Его раскопки начались в 1864 году Д. Я. Самоквасовым и затем в 1889 году продолжены В. И. Сизовым. Общая характеристика культуры сформулирована в 1903 году А. А. Спицыным.

Наряду с более восточной городецкой культурой (предки муромы, мещеры и мордвы[6]) дьяковская культура происходит от культуры текстильной керамики (поздний бронзовый век). Раннее население дьяковских городищ считается финно-угорским, с начала нашей эры (позднедьяковская культура) — смешанным финно-угорским (меря, весь) и балтским[7]. После вливания индовропейского элемента (в лице балтов) культура испытала качественный скачок в своём развитии (подробнее см. ниже).

Основными занятиями дьяковского населения были скотоводство, причём в первую очередь разводились лошади[8] (на мясо, впоследствии также стали использоваться для верховой езды; но не как тягловый скот). Также разводились коровы, свиньи. Селекция скота не производилась, скот был малорослым.

Значительную роль в хозяйстве играла также охота: поскольку дьяковцы селились по берегам рек, то окрестные леса оставались незаселёнными и предоставляли широкие возможности для неё. Охотились на лося, оленя, медведя, кабана, косулю, тетерева, рябчика — ради мяса, а также на пушных зверей (прежде всего бобра, также куницу, лису, выдру), причём шкурки служили экспортным товаром. Для охоты на мелкого пушного зверя использовались специальные стрелы с тупым наконечником (чтобы не попортить шкурку). По оценке Н. Кренке, из диких зверей наиболее был востребован бобр, из дичи — глухари и тетерева, из рыбы — щука и сом (не редкость останки гигантских 2-метровых особей)[9].

Применительно к периоду до нашей эры крайне примитивное земледелие только начинало развиваться и носило вспомогательный характер[10]. Существует мнение об его подсечно-огневом характере, но Д. А. Авдусин считает это невозможным, так как для подсечного земледелия необходимо большое количество топоров, которые на дьяковских городищах достаточно редки[6]. Возделывались (мотыгами) в основном мысы и участки коренного берега, тогда как заливные и пойменные луга использовались под пастбища.