Дювин, Джозеф


Джозеф Дювин, 1-й барон Дювин (англ. Joseph Duveen; 14 октября 1869 — 25 мая 1939) — известный также как сэр Джозеф Дювин — британский арт-дилер. С 1886 по 1938 годы занимался продажей предметов искусства из частных английских собраний коллекционерам в США. За это время он продал сотни шедевров Беллини, Боттичелли, Джотто, Рафаэля, Рембрандта, Гейнсборо, Ватто, Веласкеса, Вермеера, Тициана и других художников. Среди его клиентов в Америке были: Уильям Хёрст, Генри Клэй Фрик, Джон Пирпонт Морган, Джон Дэвисон Рокфеллер, Эндрю Меллон и другие. Считается, что три четверти картин старых мастеров, находящихся сейчас в музеях США, прошли через его руки.

Дювина считают одним из величайших торговцев произведениями искусства. Его именем названы залы в: Британском музее, галерее Тейт, Лондонской национальной галерее, Национальной портретной галерее и в Лондонском университете.

Отец Дювина — Джозеф Джоэль Дювин (1843—1908) родился в Нидерландах в еврейской семье. В 1866 он переехал в английский город Халл, где открыл магазин по продаже китайского фарфора. В партнёрстве со своим младшим братом Генри основал фирму «Братья Дювин», и с укреплением бизнеса перебрался в Лондон, где занялся уже продажей живописи и других произведений искусства[1]. В Халле он женился на Розетте Барнетт. У пары было 14 детей: десять сыновей и четыре дочери[2]. Джозеф Дювин — старший сын, родился 14 октября 1869 года. Получил образование в Школе Университетского колледжа в Лондоне. С 17 лет стал работать в фирме отца и дяди, разъезжая между Лондоном, Парижем и Нью-Йорком и занимаясь продажей живописи, скульптуры и прикладного искусства американским миллионерам[1].

В конце XIX века фирма «Братья Дювин» приобрела известность и связи. Например, Эдуард VII в преддверии своей коронации предложил Дювинам в качестве декораторов «оживить облик Букингемского дворца». С 1895 по 1905 годы бизнес Дювинов утроился. В это время Европа переживала тяжёлые времена: сокращались доходы от сельского хозяйства, а импорт зерновых культур из США ещё больше обрушивал цены. Долги аристократов росли, остро вставала проблема неплатёжеспособности. По другую сторону Атлантики жили промышленники нового класса, а также неуклонно богатеющие предприниматели. Складывалась идеальная ситуация для торговли искусством: продажа антиквариата помогала беднеющим аристократам оставаться на плаву, а американским миллионерам повышала их «статус» и «утончённость»[3].

В Европе куча дорогих картин, а в Америке куча богатых людей. Нужно их друг с другом свести. В этом всё дело.Джозеф Дювин

В 1909 году США отменили налог на импорт произведений искусства. Это ещё больше подстегнуло торговлю работами старых мастеров, которых активно начали ввозить в Америку[4].