Дюк, Джордж


Джордж Дюк (англ. George Duke; 12 января 1946 — 5 августа 2013) — американский джазовый музыкант-клавишник, певец, композитор и продюсер. Автор более тридцати сольных альбомов.

Впервые стал известен после выхода альбома Jean-Luc Ponty Experience with the George Duke Trio, сотрудничал с Фрэнком Заппой в The Mothers of Invention (1970—1971 и 1973—1975)[5][6], в 1980-е годы продюсировал альбомы Майлса Дэвиса.

Учился в средней школе в Милл-Вэлли, в 1967 году получил степень бакалавра музыки со специализацией по классам тромбона, контрабаса и композиции в Консерватории Сан-Франциско[7]. Окончил университет штата Калифорния в Сан-Франциско (класс композиции, магистр). Читал курсы джаза и американской культуры в Мерит-колледже[англ.][7].

В студенческие годы играл с друзьями в гаражной группе в небольших калифорнийских клубах. Начиная с 1967 года экспериментировал в области джаз-фьюжна, записываясь со скрипачом Жаном-Люком Понти, а также выступая вместе с оркестром Дона Эллиса[англ.] и с Кэннонболлом Эддерли. В то же время он познакомился с Фрэнком Заппой[4] и участвовал в записи большинства его альбомов 1970-х годов.

Спродюсировал и выступил в качестве композитора в двух инструментальных треках в двух альбомах Майлза Дэвиса: «Backyard Ritual» (из альбома Tutu, 1986) и «Cobra» (из альбома Amandla, 1989). В 1979 году в Рио-де-Жанейро записал альбом A Brazilian Love Affair с певцом Милтоном Насименту, перкуссионистом Аирто Морейрой и с певицей Флорой Пурим, наибольшую известность приобрели песни «Cravo e Canela», «Love Reborn», и «Up from the Sea It Arose and Ate Rio in One Swift Bite» в исполнении Насименту. Также в конце 1970-х годов в сольных альбомах Дюка Don’t Let Go и Master of the Game участвовала бразильская певица Шейла Э. (Sheila E.)

Записав синглы в стиле фанк «Reach for It» и «Dukey Stick», Дюк стал одним из влиятельных ритм-н-блюзовых исполнителей.