Евбулид


Евбулид (из Милета; Εὐβουλίδης; IV век до н. э.) — древнегреческий философ-идеалист, представитель мегарской школы. Стремился обосновать ложность чувственного восприятия явлений и невозможность познания как такового[2].

Диоген Лаэртский приписывает ему сочинение «О Диогене», посвящённое Диогену Синопскому. Евбулид, вероятно, написал некую работу, посвящённую суду над Сократом: Диоген Лаэртский ссылается на него в этом вопросе: «Сократ предложил уплатить двадцать пять драхм (а Евбулид говорит, что даже сто)» (Diog. L. II 43)[3]. Также сочинял комедии[4].

По мнению Диогена Лаэртского, Демосфен был учеником Евбулида и оставил его, лишь победив свою картавость. Историограф приводит краткий стих некоего комического поэта (Diog. L. II 108)[3]:

Учениками Евбулида также были Алексин Опровергатель и Аполлоний Кронос (учитель Диодора Кроноса). Философ тесно общался с историографом Евфантом Олинфским, который, помимо своей «Истории» также написал множество трагедий и рассуждение «О царской власти» для царя Антигона, до нас не дошедшие (Diog. L. II 110)[3].

Наибольшее впечатление на современников произвёл парадокс лжеца: «говорит ли правду или неправду человек, заявляющий „Я лгу“?». Существует даже легенда, что некий Филит Косский, отчаявшись разрешить этот парадокс, покончил с собой, а древнегреческий логик Диодор Кронос, дав обет не принимать пищу до тех пор, пока не найдёт решение «Лжеца», умер, так и не разрешив проблему. В начале XX века парадоксу уделил внимание Бертран Рассел, в его формулировке это был «парадокс острова»: на острове, на котором живут всегда говорящие правду рыцари, и всегда лгущие оруженосцы, по фразе «Я тебя обману и предам» невозможно определить кто её сказал — рыцарь или оруженосец.

В парадоксе кучи Евбулид задаёт вопрос: «если к зерну прибавлять по зёрнышку, с какого момента появится куча?». Другой вариант парадокса, приписываемый Евбулиду, известен как парадокс лысого: «потеряв один волос, ещё не становишься лысым; потеряв второй волос — тоже; когда же начинается лысина?».