Еврейская свадьба


Еврéйская свáдьба — свадебная церемония согласно еврейской традиции. Основной составляющей свадьбы является нисуи́н — второй этап еврейского бракосочетания. Для совершения нисуина пара должна встать под хупой, хотя еврейский брак считается действительным и в отсутствие хупы. Существуют, однако, и другие взгляды[1][2].

Для традиционной хупы, особенно в каноне ортодоксального иудаизма, рекомендуется, чтобы непосредственно над ней имелось открытое небо[3]. Если церемония бракосочетания проводится в помещении, в зале, то иногда сооружается специальное отверстие, чтобы можно было открыть его во время церемонии. Многие хасиды предпочитают проводить всю церемонию на открытом воздухе. Говорят, что на церемонии хупы присутствуют предки новобрачных[4].

Слово хупа первоначально появляется в Еврейской Библии (Иоил. 2:16; Пс. 19:5). Абрахам П. Блох утверждает, что связь между термином хупа и церемонией бракосочетания «может быть прослежена до Библии», однако «физический внешний вид хупы и её религиозное значение претерпели с тех пор множество изменений»[5].

В талмудические времена комната, в которой консуммировался брак, называлась «хупа»[7]. В вавилонском Талмуде имеется, однако, упоминание о свадебном балдахине (Гиттин 57a): «В обычае было, когда рождался мальчик, сажать кедр, и когда рождалась девочка — сажать сосну, а когда они женились, дерево срубали и из ветвей делали балдахин».

Еврейские бракосочетания состоят из двух частей: церемония обручения, известная как эруси́н (или кидуши́н) и собственно церемония бракосочетания, известная как нисуи́н. Первая церемония (обручение, которое сегодня совершается, когда жених вручает невесте обручальное кольцо) запрещает невесту всем остальным мужчинам и не может быть аннулирована без религиозного развода (гет). Вторая церемония разрешает невесту её мужу. Изначально две церемонии обычно совершались по отдельности[1]. После первоначального обручения невеста жила со своими родителями вплоть до дня проведения церемонии фактического бракосочетания; церемония свадьбы происходила затем в комнате или шатре, который оборудовал для невесты жених. После церемонии невеста и жених проводили час вместе в обычной комнате, а затем невеста входила в хупу и после получения её разрешения жених присоединялся к ней[7].

В Средние века эти 2 этапа всё более объединялись в одну церемонию (которая, начиная с XVI века стала «практически повсеместной еврейской традицией»[8]), и хупа утратила своё первоначальное значение, будучи заменена иными различными обычаями[8]. Действительно, в послеталмудические времена использование покоя хупы сошло на нет[7]; традиция, которая приобрела наибольшую распространённость вместо этой состояла в «выполнении всей объединённой церемонии под балдахином, к которому тогда стал применяться термин хупа и в восприятии вхождения невесты под балдахин как символа консуммации брака»[9]. Балдахин «вызывал ассоциацию с комнатой»[7].