Еврейский календарь


Евре́йский календа́рь (ивр. הלוח העברי‎, ха-луах ха-иври) — лунно-солнечный календарь евреев, официальный календарь в Израиле наряду с григорианским. По этому календарю празднуют еврейские праздники, читают соответствующие главы Торы в синагогах, отмечают дни рождения и дни памяти умерших родственников, проставляют даты на официальных и коммерческих документах. Использование математики в расчёте дат календаря вместо наблюдения за фазами Луны было утверждено постановлением Гилеля Второго в 359 году. Начало летоисчисления соответствует 7 октября 3761 года до н. э.[1]

Месяцы и Рош ха-Шана начинаются в новолуние, благодаря чему каждая дата приходится на одну и ту же фазу Луны. Песах, Суккот — в полнолуние.

В первый период начала месяцев и праздники определялись исключительно по «видению молодой луны» и состоянию солнца, во второй — частично по видению Луны и состоянию Солнца, частично по вычислениям, в третий же период — исключительно по вычислениям.

В еврейском календаре простой год (שנה פשוטה‎, шана пшута) состоит из 12 лунных месяцев; в високосном году (שנה מעוברת‎, шана меуберет) прибавляется дополнительный месяц. Как простой, так и високосный год может быть:

Так как праздник Песах празднуется 15-го нисана[2][3][4], который должен быть весенним месяцем, то для согласования лунного года с солнечным в еврейском календаре принят цикл в 19 лет (малый цикл), в котором 7 лет високосных. Номера високосных годов в 19-летнем цикле — 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19.

Продолжительность еврейского года (будет ли он правильный, достаточный или недостаточный) определяется днём, на которое падает 1-е число месяца тишрей (Рош ха-Шана). В соответствии с положениями иудаизма, Йом-кипур (10-е тишрея) не может приходиться на пятницу или воскресенье (поскольку в Йом-кипур невозможна подготовка к субботе, а в субботу — подготовка к Йом-кипуру); соответственно, Рош ха-Шана не может быть средой или пятницей. Хошана раба (21 тишрей) не может приходиться на субботу (поскольку некоторые обряды, совершаемые в этот день, рассматриваются как запрещённая в субботу работа); соответственно, Рош ха-Шана не может быть воскресеньем. Таким образом, новый год может начаться только в понедельник, вторник, четверг или субботу. Для того, чтобы Рош ха-Шана пришёлся на допустимый день недели, предыдущий год при необходимости удлиняют на один день.