Европейское политическое сотрудничество


Европейское политическое сотрудничество (ЕПС) — термин, введенный в 1970 году, являвшийся синонимом координации внешней политики Европейского союза до тех пор, пока он не был заменен Общей внешней политикой и политикой безопасности, принятой Маастрихтским договором в ноябре 1993.

На протяжении 1950-х и 1960-х годов страны-члены ЕС попытались придать внутреннему рынку аспект внешней политики, но эта попытка провалилась дважды. В целях реализации идеи создания наднационального Европейского оборонного сообщества главы правительств поручили своим министрам иностранных дел «изучать лучший способ достижения прогресса в деле политического объединения, в контексте расширения ЕС» в ходе встречи на высшем уровне в Гааге (1969).[1] Министры иностранных дел впоследствии разработали доклад Давиньона (1970), который создал неофициальный межправительственный консультативный механизм, в котором государства-члены могли бы достичь «масштабной политики» (Гинсберг, 1989).

Европейская комиссия, кроме того, имела возможность выразить своё мнение, если затрагивались вопросы её компетенции. Наконец, ЕПС не имело сильного, ориентированного на Париж секретариата на основе предложений Фуше. Нидерланды всегда были озабочены этой идеей, поскольку они думали, что она может превратиться в конкурента для Европейской комиссии. ЕПС был изменён и усилен в Копенгагенском (1973) и Лондонском докладах (1981 год). Что было официально зафиксировано в Едином европейском акте 1986 года.

ЕПС имело переменный успех. В течение 1970-х годов оно было активным игроком в урегулировании конфликта на Ближнем Востоке конфликт и в создании Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Советская война в Афганистане (1979 год) и войны в Югославии (1991—1995), однако, показали слабость ЕПС.