Евросеть


«Евросе́ть» — российская компания-ретейлер, ранее владевшая одноимённой сетью салонов сотовой связи. В 2006 году компания занимала 37 % российского рынка сотовых телефонов[1]. Была представлена в более чем 1500 городах и населённых пунктах на территории России (до 2020), Белоруссии (до 2021) на Украине и Молдавии (до конца 2000-х). С августа 2018 по сентябрь 2020 года салоны связи были переформатированы и объединены с сетью «Связной», в настоящее время принадлежащей структуре, подконтрольной Олегу Малису.

«Евросеть» и один из её основателей Евгений Чичваркин получили широкую известность в стране благодаря ярким рекламным кампаниям, эпатажному имиджу, а также конфликту с правоохранительными органами, в конечном итоге приведшему к эмиграции Чичваркина.

Компания была создана 2 апреля 1997 года Тимуром Артемьевым и Евгением Чичваркиным[2], первый магазин, в ассортименте которого было всего несколько мобильных телефонов, был открыт на Ленинском проспекте в Москве[3]. В последующие годы компания быстро развивалась, стремительно наращивая сеть своих салонов; в 2003 году вышла в регионы. В 2006 году было открыто рекордное число новых торговых точек — 1975[3]. Высказывались мнения, что важным фактором столь бурного роста бизнеса «Евросети» стала неуплата или занижение таможенных пошлин при ввозе мобильных телефонов на территорию России[4].

В конце 1990-х — начале 2000-х годов «Евросеть» и её тогдашний руководитель Евгений Чичваркин настойчиво подчёркивали молодёжный, яркий и неординарный, на грани эпатажа, имидж компании. Важным маркетинговым инструментом стали острые, «на грани фола», рекламные слоганы компании («Евросеть, Евросеть — цены просто ... (обалдеть)!» и т. п.). Компания осуществляла скандальные рекламные кампании и акции, среди которых — «Разденься за телефон», когда участникам предлагалось раздеться во Дворце связи «Евросеть», чтобы получить мобильный телефон; конкурсы «Мисс грудь», «Эротическая фотография», «Секс за мобилу» и т. п.

Широкую известность также получили интересные своим стилистическим своеобразием письма в стиле вирусного маркетинга, посредством которых Евгений Чичваркин общался с персоналом компании. В них, в частности, содержались предписания «задвинуть на дальние полки телефоны Samsung», «использование телефонов Nokia в личных целях на территории компании запрещено» и др. Руководство «Евросети» не отрицало наличие таких писем, но отказывалось комментировать их содержание.[5][6] В октябре 2008 года было опубликовано первое цветное письмо, адресованное «Его Величеству Покупателю».