Евротоннель


Евротоннель, тоннель под Ла-Маншем (фр. tunnel sous la Manche, англ. Channel Tunnel, также иногда просто Eurotunnel) — двухпутный железнодорожный тоннель длиной около 51 км, из которых 39 км проходят под проливом Ла-Манш. Соединяет континентальную Европу с Великобританией железнодорожным сообщением. Благодаря тоннелю стало возможно попасть в Лондон, отправившись из Парижа, всего за 2 часа 15 минут; в самом тоннеле поезда находятся от 20 до 35 минут.

Тоннель был торжественно открыт 6 мая 1994 года. В том же году Американское общество инженеров-строителей  (англ.) объявило Евротоннель одним из семи чудес света современности[2].

В 2013 году Евротоннель был третьим по протяжённости железнодорожным тоннелем в мире, уступая по этому показателю тоннелю Сэйкан (53,85 км) и Готардскому тоннелю (57,1 км)[3]. В то же время Евротоннель установил рекорд протяжённости под водой, превзойдя Сэйкан, подводный сегмент которого составлял 23,3 км. Евротоннель стал также самым длинным международным тоннелем.

Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем возникла в конце XVIII — начале XIX века в регионе Нор — Па-де-Кале.

В 1802 году французский инженер Альбер Матье-Фавье (фр. Albert Mathieu-Favier) высказал идею строительства тоннеля. Согласно проекту, тоннель должен был освещаться масляными лампами и по нему должны были путешествовать конные экипажи. Для вентиляции предусматривались отдушины, ведущие к поверхности моря. В те времена стоимость строительства была оценена в 1 миллион фунтов стерлингов (примерно 66,4 миллиона в ценах 2005 года[5]).

Этот проект был предложен Наполеоном I при заключении мирного договора между Великобританией и Францией, однако из-за Войны третьей коалиции он так и остался на бумаге.