Евстафий Солунский


Евста́фий Солу́нский (Фессалоники́йский) (ок. 1115 — ок. 1195 гг.) — архиепископ Фессалоникийский, византийский историк и писатель, автор знаменитого комментария к Гомеру. Некоторые современники называли его самым учёным человеком своего времени (Никита Хониат, VIII, 238). Прославлен в лике святителей Элладской Православной церковью.

Несмотря на известность личности Евстафия, сведения о его жизненном пути весьма скудны. Его панегиристы, Михаил Хониат и Евфимий Малаки, не оставили нам ни указаний о месте и времени его рождения, ни других подробностей биографии своего друга. Некоторые сведения можно почерпнуть из произведений самого Евстафия, но и они не точны и позволяют сделать лишь косвенные выводы. Родился он, предположительно, около 1115 года[1]. Сообщение о Константинополе, как месте его рождения, строится на единственной фразе, где он называет себя и своих учеников детьми Константинополя. Смысл фразы не ясен, но святитель действительно провёл большую часть жизни в столице империи. Его происхождение так же неизвестно: указание на близость Евстафия Катафлору[2] не обязательно предполагает родственные отношения. Сам Евстафий называет своего учителя «главой софистов», то есть риторов, которым и был Николай Катафлор. Наставником риторов в 60-х годах стал и сам Евстафий.

По признанию самого Евстафия, с юности он был приучен к земледельческому труду. Занимался он им и в зрелые годы. В Константинополе он имел обширный сад, в котором сам и трудился. О своём саде он говорит с явным пиетизмом[3].

Образование Евстафий получил в Константинополе. Начальное образование, вероятно, получил в школе при монастыре св. Евфимии. Обучение продолжил, очевидно, в школе Николая Катафлора.

Как пишет сам Евстафий, его карьера началась с самых низших должностей[4]. Долгое время трудился писцом в патриаршей канцелярии, затем вместе со своим начальником, будущем патриархом Михаилом III, перешёл в ведомство патриаршего суда. Здесь он был рукоположён в дьяконы. Во второй половине 60-х годов Евстафий занял должность магистра риторов. На эту должность его возвёл опять Михаил, ставший в это время ипатом философов.