Евтихий (ересиарх)


Евтихий (греч. Εὐτυχής, ок. 370 — после 454) — константинопольский архимандрит. Евтихию приписывается создание ереси, названной по его имени евтихианством. В конце VII века входит в оборот альтернативное название, отражающее смысл этой ереси — монофизитство. Согласно общепринятому мнению, евтихианство (монофизитство) исповедовало во Христе только одну божественную природу, из-за чего Иисус Христос признавался только Богом, но не человеком. Евтихий осужден на Константинопольском поместном соборе 448 года, и анафематствуется как ересиарх всеми историческими христианскими конфессиями, как халкидонской богословской традиции (Римо-католической и православной церквей), так и традиций нехалкидонских (Древневосточных церквей).

Считается, что будучи сторонником александрийской христологии, Евтихий, в своей борьбе с представителями диофизитского учения несторианства, извратил православное учение святого Кирилла Александрийского. Согласно такому мнению, он, неверно истолковав святоотеческое учение об одной природе Бога Слова воплощенной[3], уклонился в иную крайность, создав учение об одной божественной природе Христа. Евтихию, как создателю монофизитства, приписывается мысль, что человеческая природа Христа, воспринятая им от Матери, растворилась в божественной природе как капля мёда в океане и потеряла своё бытие[4].

Признание Иисуса Христа только Богом и не признание в нём человечества представляет приписываемое Евтихию учение как одну из форм докетизма. Поэтому в течение нескольких веков Евтихий анафематствовался в ряду других известных ересиархов-докетов. Такой анафематизм сохранился, в частности в «Исповедании веры»[5] католикоса ААЦ Авраама I Ахбатанеци (607—615): «Анафематствуем Манеса, и Маркиона, и Бардесана, и Евтихия, которые говорили, что Сын Божий явился в мире призрачно, по подобию и мнимо, и не истинно воспринял тело и душу от Святой Девы и Богородицы». Как докетизм: «Христос есть только одно чистое Божество, лишенное всякой примеси плоти и души», представлял монофизитство и преподобный Анастасий Синаит.

Систематизатор византийского богословия преподобный Иоанн Дамаскин в своём сборнике ста ересей[6] дает несколько иное объяснение евтихианству: «Евтихианисты, получившие имя этой ереси от Евтиха. Они говорят, что Господь наш Иисус Христос не получил плоть от святой Девы Марии, но утверждают, что Он воплотился каким-то более божественным образом, не уразумев, что человека, повинного греху праотца их Адама, именно его Бог Слово соединил с Собой от Девы Марии…».