Единая теория роста


Единая теория роста (англ. Unified growth theory) — направление в теории экономического роста. Единая теория роста была разработана для преодоления недостатков теории эндогенного роста, её неспособности объяснить ряд эмпирических закономерностей экономического роста; в частности, для объяснения того, почему экономический рост привёл к увеличению неравенства между странами в последние два столетия[1]. В отличие от более ранних теорий роста, которые полностью сфокусированы на современном режиме роста, единая теория роста анализирует процесс роста на протяжении всей человеческой истории, подчеркивая критическую роль, которую сыграл неодновременный переход разных стран от мальтузианской стагнации к устойчивому экономическому росту для возникновения глобального неравенства.

Единая теория роста была впервые выдвинута Одедом Галором и его соавторами, которые смогли в рамках одной динамической системы описать фазовый переход от эпохи мальтузианской стагнации к эпохе устойчивого экономического роста. Из-за эволюции скрытых переменных состояния в мальтузианскую эпоху устойчивое мальтузианское равновесие в конечном итоге исчезает, и система постепенно приближается к стационарному равновесию современного роста[2][3]. Мальтузианское стационарное равновесие характеризуется медленными темпами технического прогресса и роста населения, где потенциальное влияние технического прогресса на уровень жизни в долгосрочной перспективе компенсируется ростом населения[4]. Напротив, во время современного режима роста технический прогресс стимулирует инвестиции в человеческий капитал наряду со снижением рождаемости, дальнейшим ускорением технического прогресса и обеспечением устойчивого роста уровня жизни[1][5].

Единая теория роста предполагает, что в течение большей части человеческого существования технологический прогресс был компенсирован ростом населения, а уровень жизни был близок к физическому выживанию. Однако усиливающееся взаимодействие между темпами технического прогресса и численностью и составом населения постепенно увеличивало темпы технического прогресса, повышая важность образования для способности людей адаптироваться к изменяющейся технологической среде. Увеличение объёма ресурсов, выделяемых на образование, спровоцировало снижение рождаемости, позволяющее экономикам распределять большую долю плодов технического прогресса на устойчивое увеличение доходов на душу населения, а не на рост населения, что прокладывает путь к началу устойчивого экономического роста. Теория далее предполагает, что различия в биогеографических характеристиках, а также культурных и институциональных характеристиках привели к различным темпам перехода от стагнации к росту в разных странах и, следовательно, к расхождению в доходах на душу населения за последние два столетия.