Екатерина Александрийская


Екатери́на Александри́йская (греч. ἡ Ἁγία Αἰκατερίνη ἡ Μεγαλομάρτυς; 287305) — христианская великомученица, родом из Александрии, мученическую кончину которой относят ко времени правления римского императора Максимина (или Максенция).

Первое житие святой Екатерины было составлено на греческом языке не ранее VI—VII веков, древнейшая сохранившаяся рукопись относится к VIII веку. Известия о праздновании её памяти и о её мощах — также не старше VIII века, когда её мощи были открыты египетскими христианами и перенесены в монастырь на Синайской горе. Монастырь стал привлекать много паломников, и почитание святой распространилось сначала в Восточной церкви, а потом перешло и на Запад, где ей было посвящено множество гимнов и рифмованных легенд. На Синае для защиты паломников сформировался орден рыцарей святой Екатерины[fr] (ок. 1063/1067). В России Петром Великим был учреждён дамский орден Екатерины святой великомученицы, или орден Освобождения (24 ноября 1714, просуществовал до 1917)[1].

Память в Православной церкви совершается 24 ноября (7 декабря) шестеричным богослужением, в Католической церкви совершалась 25 ноября. Одна из четырнадцати древних святых, почитавшихся в западной (Римской) церкви как «святые помощники». Небесная покровительница итальянской коммуны Слудерно и российского города Екатеринбурга[2]. К ней восходит женское личное имя Екатерина и его производные.

14 февраля 1969 года папа римский Павел VI апостольским посланием Mysterii Paschalis удалил из католического календаря имя Екатерины с формулировкой: „страдания святой Екатерины совершенно невероятны, и о ней нельзя сказать ничего определенного“[3].

Художественно-символически изображается увенчанная короной, с книгой, символом её знаний, с пальмовой ветвью, знаком мученичества на колесе с шипами; иногда с мечом, которым её обезглавили[4].

Церковное предание выводит имя святой из греч. Άεί καθαρίνα — «всегда чистая»[1]. Чтобы подчеркнуть связь с чистотой (греч. καθαρός), народная этимология изменила изначальный звук -τ- на -θ-, что нашло отражение и в латинской форме имени (Catharina). Католический историк XVI века Цезарь Бароний считал, что это имя она приняла при крещении, а до этого носила имя Доротея («данная Богом»), упомянутое Руфином в латинском переводе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, где приводится сюжет, сходный с житием св. Екатерины[5].